Продажа движимого имущества

Движимое имущество продается без актов в силу правила 534 ст. Зак. Гражд., что движимая вещь почитается собственностью того, кто владеет, доколе противное не будет доказано (ст.534, 711, 712, 993, 1297, 1379, 1510. Касс. 1873 г., N 767). Однако некоторые имущества, хотя и принадлежат к числу движимых вещей, продаются и передаются не иначе, как посредством актов, в силу особенного законного постановления.

Таковы, напр., мореходные суда (ст.119, 165 и следующие Уст. Торг. изд. 1893 г.) (и речные суда, в пределах, указанных 301, 302, 716 ст. Лесн. Уст. изд. 1893 г. (Касс. реш. 1870 г. N 1189); таковы некоторые права, причисленные законом к движимости и удостоверяемые формальными актами, именные кредитные бумаги и пр. Сюда же Касс. р. 1880 г. N 278 относит исполнительные листы.

В некоторых случаях для охранения от злоупотреблений казенного интереса и для устранения недоразумений требуется особое письменное удостоверение права на движимость, приобретенную от казны: так, напр., по силе 314-316 ст. Уст. Лесн., изд. 1893 г., лесопромышленники и сплавщики леса обязаны иметь сплавной билет, определяющий принадлежность им того леса, при перепродаже его передавать билет новому хозяину, и всякую распродажу на пути надписывать на билете. Ср. Касс. реш. 1867 г., N 204.

По свойству движимости обращаться без всякого титула, – покупщик при покупке доверяет преимущественно личности продавца в том, что движимое имущество действительно принадлежит ему, а не третьему лицу, и приобретено у продавца законно. Единственное средство к обеспечению покупщика есть поручительство (1380, 1511). Хотя вообще движимое имущество почитается собственностью владельца, но и это предположение может быть разрушено.

Может оказаться, что имущество у продавца было краденое. В таком случае покупщик лишается имущества, если купил без поручительства, в пользу настоящего хозяина, а сам может заплаченные деньги искать на продавце (1512; но правило это не относится к имуществу растраченному. Касс. 1878 г., N 25. Правило это применяется в том лишь случае, когда при предъявлении иска имущество оказывается налицо у покупщика. Касс. 1878 г., N 181). А когда купил он с поручительством? Закон наш ничего не говорит в сем случае о пределах законной ответственности поручителя.

Неуплата цены за принятую вещь почитается у нас поводом к уничтожению продажи; но не сказано при том, что с уничтожением продажи имущество возвращается продавцу, а велено продавать его с аукционного торга и удовлетворять продавца (1522).

Странность этого правила объясняется неправильностью редакции в приведенной статье, ибо указ, из которого статья составлена (Указ. 1727 г. П. С. Зак., т. IV, 5146), говорит не о движимости вообще, а в особенности о товаре: “кто у кого купил товар, а принимать и денег платить не станет”.

Относительно продажи движимых вещей весьма важный вопрос: когда с продажей переходит к приобретателю вотчинное право на имущество? То есть с какого времени, с какого события или действия покупщик может почитать вещь своею?

Вопрос этот не имел бы важности, когда бы со всякой продажей движимости соединялась взаимная передача ценностей, коих обмен составляет цель сделки, то есть когда бы одновременно с передачей вещи передавалась и следующая за нее плата. Выше указано существенное правило римского закона, что для приобретения по купчей необходим обмен ценностей.

Но продажа бывает не одинаковая, по намерению сторон: она совершается либо на наличные деньги, либо в кредит. В первом случае удержание денег при передаче вещи – противно цели и намерению сторон; продавец отдал с тем, чтобы тут же получить – и не получил.

В последнем случае удержание денег при передаче вещи согласно с намерением сторон, ибо покупщику дается от продавца кредит в платеже. Следовательно, в первом случае одной передачей вещи – без соответствующего обмена – еще не передается вотчинное право на вещь: в последнем случае приобретение вотчинного права может совершиться безвозвратно, невзирая на удержание платежа.

Сама передача вещи не всегда совершается натурой; натуральная передача может заменяться в некоторых случаях передачей власти над вещью, документов на вещь, вещественных признаков обладания и т.п.

Так, во французском законе под словом “delivrance de la chose vendue” разумеется не только действительная передача вещи (tradition reelle), но – передача ключей от помещения, в котором вещи хранятся, и взаимное согласие считать вещь переданной (Codе. C., ст.1606). Торговое право особенно обильно такими предположениями, которые основаны либо на законе, либо на обычае.

В нашем законе (Зак. Гражд. 1510) сказано, что передача от продавца покупщику проданного движимого имущества совершается действительным вручением самого имущества или поступлением оного в распоряжение покупщика.

Правило это не распространяется на права по обязательствам, причисляемые также к движимости: для передачи обязательств от одного лица другому установлен особый порядок (ср. Касс. реш. 1870 г. N 839).

О продаже неклейменых товаров. Уст.Тамож. изд. 1892 г., ст.1152 и след.

Особые правила в Уставах Каз. Управл. о продаже движимых вещей из казенного имущества.

Полн. Собр. Зак. 1875 г. N 54319. О продаже негодных предметов по военному ведомству. По вед. Пут. С. Полн. Собр. Зак. 1882 г. N 865.

Зак. Гражд., 1489 прим. 6, по прод. 1891 г., – о продаже казенных негодных арестантских вещей и другого тюремного имущества.

Зак. Гражд., 1489 прим. 7, по прод. 1891 г., – о продаже с монетного двора металлов.

О продаже казенных имуществ горными управлениями. Зак. Гражд., ст.1489 прим. 8, по прод. 1893 г.

а) В 1868 году, по д. Клавдиенко (Касс. реш. N 229) Сенат рассудил, что покупщик движимости, получив ее от продавца, хотя бы и с отсрочкой платежа, приобретает, согласно с 1510 ст., право распоряжаться вещью, следовательно, в случае перепродажи или переуступки ее в третьи руки первый продавец не имеет права, ссылаясь на 1522 ст., обращать взыскание продажной цены на самую вещь, но должен довольствоваться взысканием со своего покупщика, в наличном его имуществе.

1873 г. N 897. По договору купли-продажи покупщик приобретает право собственности на купленное имущество со времени совершения на оное условия или акта, а продавец с этого времени лишает себя такого же права на этот предмет и не может распоряжаться проданным по собственному произволу, хотя бы вещь была оставлена у продавца до известного срока и уплата денег отсрочена.

1877 г. N 206. По точному смыслу ст.1510 т.X ч.1 передача проданного предмета от продавца покупщику не есть необходимый признак купли-продажи и таковая может считаться совершившейся и без такой передачи проданного предмета от покупщика продавцу, как это положительно видно из ст.1513 и 1514 т.X ч.1.

1873 г. N 1526. По ст.711 т.X ч.1 движимость может быть приобретаема без письменных актов и, следовательно, факт поступления подобного имущества от продавца к покупщику служит для сего последнего сам по себе выражением уплаты за оное денег, доколе противное не будет доказано продавцом.

В каком смысле возможна запродажа движимости и чем отличается от поставки, см. Касс. 1880 г., N 94.

1873 г. N 1450. По силе 1516, 1517 и 1518 ст. X т. 1 ч. продавец обязан передать покупщику проданное движимое имущество той самой доброты, какой оно должно быть на основании условия, а в противном случае имущество это по определению суда отдается обратно продавцу, который обязан возвратить полученную плату.

В законах наших нет указания на то, что самая возможность спора о достоинстве проданной вещи допускается только до принятия оной покупщиком и платежа денег, а напротив, подобные споры не ограничены в законе никаким сроком.

1883 г. N 78. По делу Клюкина с Минеевым об убытках вследствие того, что последний продал первому, зная о том, озимую пшеницу вместо яровой, Гражд. Кассац. Д-т высказал то общее положение, что “недобросовестное умолчание продавца о негодности продаваемой вещи к тому употреблению, для которого она предназначалась покупателем и которое было известно продавцу, дает право на предъявление к продавцу иска об убытках, хотя бы вещь, сама по себе доброкачественная, была добровольно принята покупателем, не обеспечившим себя, на случай негодности ее, особым условием по договору”.

В решении Касс. Деп. 1867 г., N 72 выражено не совсем точно, что “право собственности на движимое имущество, и притом со всеми правами, из коих собственность слагается, переходит к приобретателю со времени акта купли”. Это может быть признано лишь по отношению к продавцу и покупщику, и то еще условно; но по отношению к третьему лицу невозможно согласиться с выведенным положением, в общем его смысле.

Как бы ни было достоверно соглашение о продаже вещи между Иваном и Петром-покупщиком, Петр, не получив сам вещи от Ивана, едва ли вправе требовать ее из рук Федора, у которого она во владении находится (534 ст. Гр. Зак.).

Другим решением 1867 г., N 281 признано, что на основ. 1513, 1516, 1521 и 1522 ст. Зак. Гр. неуплата денег за купленное движимое имущество не влечет за собою уничтожения самого договора, а имеет последствием лишь взыскание условленной суммы (хотя бы самое имущество и не было еще передано покупщику). См. еще Касс. 1874 г., N 561.

По силе 534 и 531 ст. Зак. Гр. право собственности на движимые имущества предполагается за тем, кто ими владеет, доколе противное не будет доказано; притом владение движимостью, не принадлежащей по закону (ст.394) к нераздельным имуществам, признается отдельным, доколе не будет доказано, что оно есть общее впредь до раздела (ст.543, 544, 1313); только владение супругов всей движимостью, находящейся в общей квартире, предполагается при взыскании с одного из них общим, доколе раздельное владение каждого особливыми вещами не будет доказано (976 ст. Уст.Суд. Гр.).

Посему при взыскании с одного из лиц, совместно живущих, вещи, состоящие в наличном владении лица, свободного от взыскания, не могут быть подвергаемы описи за должника, доколе взыскатель не докажет принадлежность их самому должнику. См. касс. реш. 1872 г. N 248, по делу, в коем за долг матери описаны были вещи, найденные во владении малолетних детей ее, состоявших у ней под опекою.

1878 г. N 81. Именные акции или паи акционерных обществ, в отличие от движимого имущества вообще, передаваемого от одного собственника другому без всяких письменных документов, могут переходить от первоначального собственника к новому приобретателю не иначе, как с совершением письменного акта и с соблюдением известных формальностей. Следовательно, именные акции и паи представляют собою особый род движимого имущества, в отношении коего общие правила о движимости неприменимы.

Именная акция или пай представляются не самостоятельным имуществом, а лишь письменным формальным удостоверением известной доли участия в предприятии, передача коего, как и всякого письменного акта, выданного на имя известного лица, может быть совершена не иначе, как на письме.

Подобного рода передача, по принятому и узаконенному уставами обществ обычаю, совершается посредством объявлений, а также передаточных и бланковых надписей лица, на имя коего выдана акция, а утверждение права собственности приобретателя облекается в окончательную форму предъявлением объявления или надписи в правление общества для отметки в книгах и удостоверения последовавшего перехода, посредством надписи на самой акции.

1874 г. N 327. Движимое имущество, по ст.534 т.X ч.1, почитается собственностью того, кто оным владеет, доколе противное не будет доказано; но это общее правило не может быть применено к договорам, долговым обязательствам или иным подобного рода актам, так как право требовать по оным удовлетворения или взыскания зависит от содержания документа и, следовательно, принадлежит не тому лицу, в чьих руках документ находится, а тому, кому это право предоставлено самим документом.

Поэтому, если нет передаточной надписи или другого акта, удостоверяющего передачу, то всякие письменные акты, выданные на имя известного лица и устанавливающие между заключившими оные договорные или долговые отношения, считаются собственностью того лица, на чье имя они выданы.

1876 г. N 566. По смыслу 1512 ст. X т. 1 ч. право покупщика незаведомо краденой вещи искать заплаченные за нее деньги с продавца возникает тогда только, когда покупщик лишен этой вещи вследствие доказанности ее похищения, что может последовать лишь при посредстве суда.

Касс. 1880 г. N 291 и 302. 609 статья Зак. Гр., по которой владеющий чужим имуществом незаконно обязан по решению суда возвратить оное настоящему собственнику, не применяется к тому случаю, когда движимое имущество, поступившее в постороннее владение не вследствие кражи или преступления, будет, против воли собственника, продано лицу, купившему это имущество добросовестно. Рассуждение это отнесено к выигрышному билету, купленному от лица, у коего он находился во временном пользовании.

Касс. 1880 г. N 215. Когда нет основания признать движимое имущество купленным недобросовестно, то невозможно от добросовестного покупщика, притом уже получившего имущество, отсуждать оное в пользу лица, которое имеет лишь акт от продавца на продажу сего имущества, хотя бы сей акт был совершен и ранее означенной покупки. 1416 ст. Зак. Гр. относится к недвижимому.

1877 г. N 167. По буквальному и совершенно ясному, не указывающему на какие-либо изъятия, смыслу 1061 ст. уст. гр. суд. проданная с публичного торга движимость, несмотря на то, кому она перед тем принадлежала и в каких находилась условиях, во всяком случае оставляется за покупщиком.

Это правило применяется даже в том случае, если проданное движимое имущество находилось под запрещением вместе с заводом, на котором оно состояло, и поэтому не могло подвергнуться продаже по ответственности за другой долг.

1876 г. N 151. В отношении проданного с публичных торгов движимого имущества третье лицо, считающее это имущество своей собственностью, но не предупредившее публичной продажи порядком, указанным в ст.1092 и 1093 ст. уст. гражд. суд., не может впоследствии, по совершении продажи, требовать признания торга недействительным и возвращения имущества от покупщика оного с публичных торгов.

1876 г. N 6. На основании 1061 ст. уст. гражд. суд. проданное с публичного торга движимое имущество во всяком случае остается за покупщиком, хотя бы оно принадлежало и не тому лицу, за чью собственность продается; поэтому собственник вещи не может, на основании 1092 ст.уст. гражд. суд., требовать от покупщика возврата вещи, неправильно проданной; но засим остается, очевидно, право требовать стоимость имущества и убытки с мнимого собственника или лица, в пользу которого поступила цена имущества: это право пресекается земской давностью.

1884 г. N 28. Публичные торги могут быть уничтожены в том случае, если проданная вещь окажется впоследствии не того достоинства (напр., металла), какое было показано в описи и заявлено на торге.

1874 г. N 826. На основании 424 и 425 ст. X т. 1 ч. по праву полной собственности на землю владельцу ее принадлежат все произведения на поверхности ее, плоды и всякие прибыли. Посему Мировой съезд, усмотрев, что покупщик с публичного торга, по получении данной, вступил в полное право собственности на ту землю (ст.1509 т.X ч.1), не мог уже отказать в признании права его на имевшиеся на той земле посевы лишь потому, что посевы эти были сделаны прежним собственником земли до фактического вступления во владение оной нового собственника.

1878 г. N 105. Собственник участка, который, по Всемилостивейшему пожалованию, назначен ему был в состав майората, но не был еще отведен ему во владение установленным порядком, заключил договор о продаже леса на сруб, в котором, считая за собой право на получение от казны в собственность лесного участка, предоставлял покупщикам приступить к вырубке деревьев лишь тогда, когда получено было бы ими формальное извещение об окончательном утверждении за продавцом лесного участка.

Такой договор, как относящийся к продаже движимости и обусловливающий поступление ее в распоряжение покупщиков тем сроком, с которого лес должен был поступать во владение продавца и имела быть начата рубка его, нисколько не выходит из пределов права, принадлежавшего продавцу в момент совершения договора, т.е. права на получение от казны в полную собственность того лесного участка, деревья коего составляли предмет условной продажи.

Совершение подобного договора ни в чем не нарушает ни 940 ст. X т. 1 ч., так как оно не выражало собою вступления продавца во владение пожалованным имуществом, ни 1394, 1385 и 1395 ст., ибо фактическое поступление проданных деревьев к покупщикам обусловлено было в договоре тем временем, с которого лес должен был поступить в распоряжение продавца на праве полной собственности.

б) Вопрос о времени приобретения и перехода прав собственности получает особое значение в делах торговых, при продаже и покупке товаров, совершаемой между отсутствующими.

Торговые дела соединены с кредитом, и нередко случается, что товар, отосланный продавцом к покупателю в кредит ожидаемого платежа, не достигнув еще назначения, на дороге, по распоряжению покупателя, перепродается или продается третьему лицу.

В таких и подобных случаях весьма важно решить: мог ли покупатель в данную минуту почитать товар своим приобретением и мог ли передать его третьему лицу. В делах о несостоятельности также весьма важно знать – с какого времени товары, адресованные к несостоятельному, должны быть почитаемы законным его приобретением и могут быть обращены в массу, принадлежащую его кредиторам.

По общему правилу, взятому из римского права, приобретение купленной вещи совершается в ту минуту, когда за передачей вещи от продавца последовал со стороны покупщика платеж условленной цены или произведено иным образом (напр., поручительством или залогом) удовлетворение за проданную и переданную вещь.

Но в настоящем состоянии торговых сношений продажа и покупка товаров между торгующими совершается большей частью не на наличные деньги, а в кредит, и между отсутствующими, по приказу и поручению; так что заменой наличного платежа за товар служит известное кредитное обязательство получателя и заказчика.

Это обязательство возникает при самой передаче вещей или в минуту принятия товара получателем; но быстрота обращения ценностей в торговом мире не допускает ожидать во всех случаях натуральной наличной передачи, и для твердости торговых отношений необходимо, чтобы приобретение могло совершаться и ранее натуральной передачи.

Посему торговым обычаем, независимо от законодательства, установилось правило, что приобретение собственности на отправленные товары совершается передачею фактуры или коносамента с одной стороны (отправителем- продавцом) и бесспорным ее принятием со стороны покупателя.

С получением фактуры по торговому обычаю начинается и обязательство платежа, и с этого дня исчисляются проценты умедления на причитающуюся к платежу сумму. Почти все положительные законодательства оставляют без определения этот предмет, предоставляя его обычному праву (см. Mittermaier. Deutsch. Privatrecht § 565. Thol. Handelsrecht. § 79. Kritische Ueberschau – 1855 года ст. Нефа: Ueber den Eigenthumsubergang etc. – Ср. еще XI т. ч. 2, изд. 1893 г., Уст.Суд. Торг., ст.563-569).

Константин Победоносцев

Русский правовед, государственный деятель консервативных взглядов, писатель, переводчик, историк церкви, профессор; действительный тайный советник. Главный идеолог контрреформ Александра III. В 1880-1905 годах занимал пост обер-прокурора Святейшего синода. Член Государственного совета.

You May Also Like

More From Author