Существо и виды приобретения прав

Приобретение права предполагает три понятия: а) субъект, способный к приобретению права; b) объект, подлежащий приобретению; и с) акт приобретения.

а) Субъект, способный к приобретению права, – это лицо физическое или юридическое. Но так как способность к правам наше законодательство не определяет для всех лиц одинаково, то общей правоспособности недостаточно, а нужно, чтобы лицо было способно именно к приобретению данного права.

Далее, так как способность к правам не постоянно одинакова, а смотря по обстоятельствам, то расширяется, то сжимается, так что в один момент времени лицо способно приобрести данное право, а в другой – неспособно, то требуется также для приобретения права, чтобы лицо способно было приобрести его именно в данный момент.

В действительности нередко встречаются даже такие случаи, что лицо способно иметь данное право, но неспособно приобрести его. Например, монастырь может быть собственником недвижимого имущества, но приобрести право собственности на другое недвижимое имущество может только с особого высочайшего соизволения[1].

b) Объект, подлежащий приобретению, должен относиться к сфере имуществ. Известно, что не все предметы физического мира имеют значение имущества и не все действия других лиц имеют имущественный характер. Но, кроме того, нужно, чтобы имущество способно было сделаться объектом данного права или быть предметом сделки именно в том виде, как она заключается. Например, имущества нераздельные не могут быть проданы раздробленно[2].

Наконец: с) Требуется для приобретения права акт приобретения – какой-либо факт, сближающий субъекта права с его объектом; сам по себе субъект права существует отдельно от объекта; для того чтобы право было приобретено, требуется, чтобы сделалось что-либо, произошло какое-нибудь сближение между субъектом и объектом.

В слове «приобретение» содержится оттенок значения, как будто идет речь о действии лица, приобретающего право. Но акт приобретения права не есть непременно действие лица, приобретающего право, а очень нередко право приобретается совершенно независимо от какого-либо действия лица: нередко факт, случай какой-либо влечет за собой приобретение права.

Например, смерть лица рождает для наследника его право наследования или лицо приобретает право на вознаграждение за убытки, причиненные ему другим лицом, не только не обнаруживая какого-либо действия, но находясь даже в положении страдательном.

Поэтому несправедливо мнение, будто для приобретения права необходимо действие со стороны приобретателя, а можно только сказать, что во многих случаях действительно право приобретается при посредстве действия лица, приобретающего право; но это только во многих, далеко не во всех случаях.

Приобретение права представляется:

1) Универсальным, или всеобщим, и сингулярным, или отдельным. Приобретение права представляется универсальным, когда право переходит к лицу в составе всех юридических отношений прежнего субъекта права, так что лицо, приобретающее право, продолжает собой личность того лица, от которого право перешло к нему, почему и универсальное приобретение права можно также назвать приобретением по преемству.

Например, приобретается наследство: наследник приобретает, за немногими лишь исключениями, все те права, которые принадлежали наследодателю, так что наследник продолжает собой юридическую личность наследодателя[3].

Приобретение права представляется сингулярным, когда право переходит к лицу независимо от других юридических отношений прежнего его субъекта, так что между последним и приобретателем права нет такой непосредственной связи, какая представляется при приобретении права по преемству.

Различие между приобретением права по преемству, приобретением универсальным, и приобретением без такого преемства, в отдельности, имеет то важное практическое значение, что там, где приобретаются имущественные отношения лица в целости, не требуется означение перехода относительно каждого отдельного права, тогда как это необходимо при сингулярном приобретении права.

2) Приобретение права представляется первообразным и производным. Первообразное, или первоначальное, – это приобретение права, прежде не существовавшего. Например, приобретается право наследования: наследодатель не был субъектом этого права, наследник приобретает его; так что право наследования до приобретения его вовсе не существует, а возникает только в момент приобретения.

Или хозяин животного приобретает право собственности по приплоду: до приобретения этого права его вовсе нет, потому что нет вещи, подлежащей праву, а в момент приобретения права собственности оно только что возникает.

Это и все права обязательственные: до установления обязательства тем или другим способом право вовсе не существует, а оно возникает и приобретается только в момент установления обязательства. Таким образом, оказывается очень значительное число имущественных прав, которые вовсе не существуют до приобретения, а возникают именно в момент приобретения.

Производное приобретение – это приобретение права, уже существующего, так что оно при приобретении его не возникает вновь, а только переходит от одного лица к другому. Например, приобретается право собственности по передаче: тут уже существует право собственности на вещь, и только меняется субъект его.

Или передается право по долговому акту: право на действие должника уже существует и только переходит теперь от верителя к другому лицу. Практическая сторона деления приобретения права на первоначальное и производное представляется в том, что объем производного права всегда определяется объемом права первоначального, но определяется не в том смысле, что производное право всегда того же объема, как право первоначальное, – оно может перейти к другому лицу и в меньшем объеме, а в том смысле, что производное право никогда не может быть шире первоначального: лицо никогда не может передать право другому в большем объеме, нежели в каком право принадлежит ему самому. Римское право выражает это положение формулой: nemo plus juris ad alium transferre potest, quam ipse habet.

3) Право приобретается по отчуждению или без отчуждения. В том и другом случае, впрочем, идет речь только о производном приобретении права, так как первоначально права приобретаются всегда без отчуждения.

Право приобретается по отчуждению, когда передается от одного лица другому; без отчуждения, когда право переходит случайно, независимо от воли его прежнего субъекта. Например, право собственности по вещи передается другому лицу: тут право переходит от одного лица к другому по отчуждению.

Или лицо владеет вещью в качестве давностного владельца и по истечении давностного срока приобретает на нее право собственности: и здесь право переходит от одного лица к другому, но без отчуждения или, лучше сказать, не по отчуждению.

Отчуждение права представляется, таким образом, действием лица, от которого переходит право, и вследствие того отчуждение возможно только тогда, когда субъект права способен к отчуждению его и когда само право таково, что может подлежать отчуждению.

Лицо способно к отчуждению права только тогда, когда оно способно к самостоятельной, вполне свободной гражданской деятельности, а ограниченная способность к гражданской деятельности недостаточна для отчуждения права. Например, лица, состоящие под попечительством, говоря вообще, способны к гражданской деятельности, но они неспособны сами по себе к отчуждению прав, а для действительности его требуется согласие попечителя[4].

Относительно способности права подлежать отчуждению следует сказать, что все имущественные права могут быть отчуждаемы: неотчуждаемы же какие-либо имущественные права только по особому исключению.

Так, иногда имущественное право оказывается неотчуждаемым по условию передачи права; или иногда законодательство запрещает отчуждение права, как, например, устраняется отчуждение права собственности по майорату[5]. Наконец, отчуждение права должно быть облечено в надлежащую форму, если установлена какая-либо обязательная форма для отчуждения данного права.

Нет надобности, чтобы право перешло по отчуждению от одного лица к другому в целом его объеме: оно может быть и раздроблено при отчуждении, так что одна часть права отойдет от лица и будет приобретена другим, а другая останется за прежним субъектом.

Например, лицо может передать право собственности по вещи другому лицу, но право пользования, эту составную часть права собственности, оставить за собой навсегда или только на определенное время.

Или даже может быть еще более дробное деление: передавая право собственности по вещи, лицо может передать и право пользования ею, оставив за собой только часть его, так что право пользования вещью будет принадлежать отчасти прежнему ее хозяину, отчасти новому[6].

Для отчуждения необходимо только, чтобы право, насколько оно переходит к новому субъекту, настолько (не менее) отошло от прежнего: это именно составляет существо отчуждения права. Независимо от отчуждения права, приобретаются различно, например, по наследованию, по приращению и т. д.

И все эти различные виды приобретения прав без отчуждения составляют различные учреждения, не подходящие под одну общую теорию: что, например, общего между приобретением права по наследованию и приобретением по приращению?

4) Приобретение права по отчуждению представляется возмездным или безмездным, смотря по тому, представляет ли лицо за приобретение права эквивалент другому лицу, или право приобретается без эквивалента.

Возмездное приобретение права распадается на различные, отдельные виды приобретения: например, право приобретается возмездно по передаче или оно приобретается возмездно по договору, и так как эквивалент приобретения права также разнообразен и поэтому относится к различным юридическим учреждениям, то нет возможности представить общую теорию возмездного приобретения прав по отчуждению, а приходится рассматривать различные виды отдельно, в различных частях системы гражданского права.

Как скоро приобретение права возмездно, то эквивалент существен для приобретения, и приобретение права не может рассматриваться иначе, как в связи с эквивалентом. Другое дело безмездное приобретение права по отчуждению – дарение.

Правда, и безмездно права приобретаются различно, например, по передаче, по договору, так что способы безмездного приобретения прав не группируются в одно учреждение; но в различных учреждениях, определяющих безмездное приобретение того или другого права, встречаются многие общие черты, так что есть возможность представить общую теорию дарения как учреждения, обнимающего в общих чертах все различные учреждения о безмездном приобретении прав. Таким образом, в учении о приобретении прав находит себе место учение о дарении[7].


[1] Ст. 778, 985.

[2] Ст. 1396.

[3] Ст. 1258, 1259.

[4] Ст. 220.

[5] В отчуждаемости заключается, между прочим, одна из характеристических черт, отличающих гражданские права от государственных: эти последние не подлежат отчуждению, как права строго личные, например, права состояния, гражданские же права только по исключению неотчуждаемы.

[6] Ст. 513-517, 535, 536.

[7] Иногда отводят ему место в системе договоров; но не всегда дарение представляется договором: по договору приобретается право на чужое действие, по дарению же не всегда приобретается право на чужое действие, а иногда и другое право.

Например, лицо обязывается подарить другому известную вещь: тут действительно представляется договор, по которому другое лицо приобретает право на действие, и притом приобретает его безмездно.

Но, например, лицо, не будучи предварительно обязано подарить вещь, прямо передает ее безмездно другому лицу: здесь лицо не приобретает права на чужое действие, а приобретает право собственности на вещь.

Необходимо сказать, впрочем, что значение дарения в науке более отрицательное, нежели положительное: говоря вообще, безмездное отчуждение прав не принадлежит к обыкновенным явлениям действительности; но есть случаи, где оно ограничивается или даже совершенно устраняется законом, и вот для этих-то случаев важно определить, что именно устраняется законом, какие отношения считает он неуместными – важно тем более, что иногда дарение прикрывается другой сделкой, а иногда, наоборот, оно прикрывает другую сделку.

Например, законодательство запрещает дарение родового имущества или при известных условиях дарение разрушается: в отдельном случае может быть довольно затруднительно определить, представляется ли дарение или другая сделка (см. cт. 967; У.с.т., ст. 553, 555).

Дитрих (Дмитрий) Мейер

Известный российский юрист-цивилист, общественный деятель. Доктор права. Чернышевский называл его «одним из лучших наших профессоров правоведения».

You May Also Like

More From Author