Приказы

Приказы занимают в Московском государстве то же место, какое позднее принадлежало коллегиям, а теперь принадлежит министерствам. Единообразия в учреждении приказов не было. Даже по составу своему они были далеко не одинаковы.

Одни были очень полно составлены, другие, напротив, имели сравнительно немного членов и притом из мелких чинов. В одних заседали бояре, окольничие, думные дворяне и дьяки; в других окольничие, дворяне и дьяки; в третьих только дворяне и дьяки, а, наконец, были и такие приказы, в которых заседали одни дьяки. Таков Приказ тайных дел.

Отсюда не следует, однако, заключать, чтобы Приказ тайных дел был неважен; напротив, по Котошихину, он наблюдал за ходом дел во всех других учреждениях. Что касается времени возникновения приказов, то точно определить его невозможно; есть основание думать, что они стали возникать с конца XV в.

Возникали они без всякого общего учреждения, а путем частных приказов: какому-нибудь лицу или нескольким поручается ведение некоторых дел, “приказывается” им ведать этими делами, и возникает приказ, который иногда называется даже именем человека, кому приказано, например, приказ (четь) дьяка Варфоломея.

В первом Судебнике говорится: “Послати жалобника (челобитчика) к тому, кому которые люди приказано ведать”. Это первое указание на то, что приказы уже существовали.

Во втором Судебнике читаем: “А к которому боярину придет жалобник его приказу”. Никакой определенной системы не было проведено при учреждении приказов; находили нужным приказать (поручить) известному лицу что-нибудь и он становился во главе приказа.

По степени власти приказы занимали сперва первое место после царя, а по возникновении Расправной палаты – после этой палаты. Но и в этом не видим единообразия, по степени власти не все приказы были одинаковы.

Приказ Большого Дворца имел под своим ведением Сытенный приказ, Кормовой приказ, Хлебенный, Житенный. Таким образом, и высшее, и низшее учреждение одинаково – “приказ”. Рядом со словом приказ для обозначения приказов были употребительны и другие выражения: большой приход, четверть, разряд, казенный двор и т.п.

Что касается ведомства приказов, то нужно заметить, что в Московском государстве обособляются уже разные отрасли дел и поручаются ведению особенных приказов. Так, встречаются судебные приказы, финансовые, военные и т.д.

Но это был еще очень слабый зародыш систематического деления учреждения по роду дел. Это деление не проводится строго и последовательно, правительственные приказы ведают и судом, Посольский – управляет городами и т.д.

В состав приказов, обыкновенно, входит несколько членов; дела решали они, по всей вероятности, единогласно[1]. Этому предположению противоречит выражение, встречающееся в одном из указов Петра Великого.

По поводу учреждения коллегий Петр говорит, что в коллегиях все дела будут решаться по голосам, а не так, как было в старых приказах, где что боярин приказывал, то его товарищи исполняли. Отсюда и выводят, что решение дел в приказах зависело от усмотрения старшего боярина.

В состав приказов входили лица разных чинов и разного значения по тому доверию, которым пользовались у Государя. Некоторые любимцы назначались единовременно в несколько приказов. Весьма понятно, что такие близкие к Государю люди оказывали на дела решающее влияние.

Но это не общее правило, а отступление от того порядка, который надо предполагать ввиду коллегиального состава приказов. Указ Петра надо понимать как жалобу на злоупотребления сильных своим положением людей.

Для удобства рассмотрения отдельных приказов необходимо классифицировать их. Классификация приказов представляет большие трудности. Хотя в организации их и замечается некоторое стремление к разделению дел по их роду, но это разделение не было проведено последовательно.

Поэтому, классифицируя приказы по роду дел, надо всегда иметь в виду, что приказы ведают и еще чем-нибудь другим, кроме того, на что указывает их место в классификации. С этой только оговоркой и можно сделать классификацию по роду дел.

Но это еще не все. Вместе с приказами, ведомство которых до некоторой степени специализировалось, встречаем и такие, в которых не замечается никакой специализации. Таковы областные приказы, которые ведали порученными им областями во всех отношениях и по всякого рода делам.

Таковы, напр., Смоленский приказ, Казанский, Сибирский, Новгородский, Владимирская четь, Костромская и пр. Их нужно выделить в особенную группу под названием областных приказов.

Итак, первую группу приказов составят областные. Они учреждались для заведования целой областью без всякого деления предметов ведомства: они и судят, и войском ведают, и подати собирают, и управляют.

Эти приказы, по всей вероятности, возникали по мере присоединения к Московскому государству новых земель. С течением времени, по мере дальнейшего слияния с Москвой новых владений, ведомство этих приказов суживается: отдельные предметы их ведомства переходят к специальным приказам.

Так, например, Сибирский приказ, который первоначально ведал Сибирью во всех отношениях, в конце XVII в. ведает одними сборами и притом только сборами с инородцев, а все другие предметы его ведомства были распределены между специальными приказами.

Все остальные приказы можно разделить на две группы: 1) административные приказы и 2) судебные. Среди административных приказов можно различить еще более мелкие группы: 1) финансовые приказы; 2) военные; 3) Почтовый приказ (ямской); 4) Строительный (каменный); 5) Иностранный приказ; 6) Врачебный приказ; 7) Придворные приказы и 8) Приказ общего надзора.

В настоящее время государство берет на себя не только установление права и его охранение, но и заботу об умственном и экономическом развитии подданных. Оно заводит школы, больницы, оказывает помощь бедным, принимает меры к развитию торговли, фабричной промышленности и пр.

Московское государство, хотя слишком вмешивалось в частную жизнь человека, но таких широких целей не имело. Это отразилось и на приказах. В Москве встречаемся с широким развитием некоторых таких ведомств, которым в новых государствах принадлежит весьма скромная роль. Таково, напр., придворное ведомство, интересы которого представлялись восемью приказами.

Боевое призвание Московского государства, стремившегося к соединению всех русских земель, выразилось в особом развитии военных приказов, число которых доходило до 10. Немало было и финансовых приказов, зато все остальные отрасли управления были представлены крайне слабо.

Строительное дело находилось в ведении Каменного приказа, который заведовал постройкой казенных зданий и едва ли не в одной Москве. Точно так же задачи Аптекарского приказа, который заведовал врачебной и аптекарской частью, были ограничены городом Москвой. “Ямы” существовали для государевых посылок, а не для потребностей населения вообще.

Перейдем к обзору отдельных приказов, но предварительно заметим, что как число их, так и ведомство были очень непостоянны.

Финансовые приказы: приказ Большой казны, Большой приход и Новая четверть. Эти приказы ведали приходом денежной государевой казны, предназначавшейся на общие потребности. Сюда поступали пошлины с гостей, с гостиной и суконной сотни, с тяглых волостных людей (но не со всех), таможенные и кабацкие сборы, мостовщина и пр.

Ведомство каждого из этих приказов подвергалось значительным колебаниям. Таможенными сборами ведает то Большой приход, то Большая казна. Новая четверть ведала кружечными дворами.

Приказ Большой казны, кроме доходов, ведал Денежными дворами для чеканки монеты, но источники говорят и об особом приказе Денежного дела. Все эти финансовые приказы ведали и судом тех лиц, с которых получали доходы.

Таким образом, казначеи, которые хранили государевы доходы, были вместе с тем и судьями. На время войны учреждался особый приказ Денежного и Хлебного сбора; упоминается специальный приказ Немецких кормов. В Печатный приказ поступали пошлины за приложение казенной печати ко всякого рода актам.

Счетный приказ занимался проверкой прихода и расхода по книгам приказов и, следовательно, играл роль контроля. Перечисленные финансовые приказы ведали, однако, не всеми доходами; приказам других отраслей управления предоставлялось самим собирать доходы с приписанных к ним городов для покрытия издержек по их специальным нуждам.

Военные приказы. Разряд ведал всякой службой служилых людей и вел разрядные книги, в которые записывались назначения на должности. Но не всякое назначение на должность исходило из разряда, городовые воеводы назначались и другими приказами.

Поместный приказ относим к военным на том основании, что поместья, которыми он ведал, служили главным средством обеспечения служилых людей. Но этой военной точкой зрения далеко не исчерпывается значение Поместного приказа. Он не только раздает поместья и ведает всякими спорами, возникающими из обладания ими, но ведает и вотчинами, и решает всякие споры по вотчинному праву.

Его можно поэтому отнести и к судным приказам. Но в Москве все приказы ведали судом. Стрелецкий приказ ведал стрельцами (Стрелецкие приказы), их вооружением и содержанием; в приказ поступала особая стрелецкая подать. Он ведал стрельцами и судом, кроме разбоя и воровства с поличным.

Иноземный приказ ведал иностранными служилыми людьми. Рейтерский заведовал конницей. Пушкарский – всем, что относилось к пушечному делу (литье пушек, приготовление пороха и т.п.). Оружейный приказ заведовал двором, где приготовлялось оружие. Бранный ведал приготовлением брони, шлемов и проч.

Ни военное, ни финансовое управление не было объединено. Для той и другой цели существовало несколько отдельных приказов, между которыми не заметно, однако, подчинения; всякий приказ ведал своим делом самостоятельно, состоя только в зависимости от Государя и Расправной палаты.

Посольский приказ заведовал иностранными сношениями и имел свою собственную хозяйственную часть; для содержания посольств к нему было приписано пять городов, которыми он ведал в финансовом отношении.

Для выкупа пленных был особый Полоняничный приказ; он ведал пленными и их выкупом.

Аптекарский приказ заведовал врачебной частью, а вместе с тем рассматривал и все судные дела, касавшиеся врачей и аптекарей.

Каменный приказ заведовал строительным “каменным делом”, главным образом постройкой дворцов и церквей. Для постройки их мастера брались из всех городов, где только находились люди, знающие каменное дело.

Ямской приказ ведал почтовыми ямами.

Для надзора за всем ходом правления был учрежден, при Алексее Михайловиче, Тайных дел приказ, состоявший только из дьяков и подьячих.

Придворные приказы отличались особенным развитием. Самый главный из них – Приказ Большого дворца: он ведал приходами и расходами, но специальными, для содержания государева двора.

Есть основание думать, что кроме Большого дворца в Москве были дворцы и в присоединенных княжениях, которые первоначально имели свое отдельное управление; но при Михаиле Федоровиче управление их слилось с учреждением Большого дворца.

Для удовлетворения потребностей государева двора к приказу было приписано более 40 городов с их уездами. Посадские люди и крестьяне этих городов должны были нести особые службы в пользу дворца.

С этой же целью к нему были приписаны восемь московских слобод, торговых и ремесленных. Приписные люди косили сено, ловили рыбу для дворца, доставляли все необходимые для жизни продукты, а ремесленники производили все нужные работы. Приказ Большого дворца не только заведовал всеми этими доходами, но и судил приписанных к нему людей.

Во главе Большого дворца стоял дворецкий; ему противополагались дворецкие удельных дворцов. Приказу Большого дворца было подчинено несколько более мелких учреждений, которые заведовали разными отдельными частями содержания государева двора.

К таким подчиненным учреждениям относились: Житенный двор, где приготавливались хлебные запасы; Хлебный двор, где пекли хлеб; Кормовой двор, где приготавливали кушанье; Сытенный приказ, где делали всякого рода напитки. Во главе этих приказов стояли ключники.

В Московском государстве частное хозяйство Государя имело гораздо более общественного значения, чем оно имеет теперь. Всякого рода кушанья и напитки приготавливались тогда не для потребностей только Государя и его семьи, но и для служилых людей.

Многие люди получали кушанье со стола Государя, что считалось большой честью, которой очень дорожили. Это называлось “подачей”. Такая подача посылалась и “иностранным послам”, и служилым большим людям, из которых одни получали стол от Государя постоянно, другие раз в месяц, а большинство – изредка, в большие праздники.

Велись особые книги, в которых записывалось, что кому идет. Служилые люди обращали большое внимание на то, чтобы назначенное в подачу непременно было им доставлено. Недоставление подавало повод для жалоб, следствия и суда.

Рассказывают, что ежедневно из государева дворца шло в подачу сто ведер вина и до пятисот ведер пива и меду; в праздники эта цифра увеличивалась раз в пять. Тот же приказ должен был иметь наготове деньги для раздачи бедным.

Московские государи любили путешествовать по монастырям и посещать тюрьмы; за ними носили мешки с медными деньгами, они сами раздавали милостыню. Приказ Большого дворца ведал, наконец, судом духовенства; Уложение учредило для этого особый Монастырский приказ.

Был Конюшенный приказ, во главе которого стоял конюший боярин. Помощником конюшего был ясельничий. Этот приказ ведал конюшнями, а так как на содержание конюшен были отведены целые волости и города, то он заведовал также и их управлением и судом.

Казенный двор занимался изготовлением всякого рода сосудов, золотых и серебряных, закупкой бархата, атласа, мехов и других необходимых для наград предметов.

Был Приказ золотых и серебряных дел для заготовления необходимых в дворцовом обиходе золотых и серебряных вещей.

Постельничий приказ, во главе которого стоял постельник, заведовал царской опочивальней. Царская Мастерская и Царицына Мастерская палаты занимались изготовлением платья.

Панихидный приказ ведал поминаниями по усопшим членам царского семейства.


Специальные Судные приказы ведают судом не над всеми лицами. В старину кто кем управлял, тот того и судил; все правительственные приказы судили тех лиц, которые состояли в их ведении. Но были и такие приказы, которые ведали исключительно судом.

Правительственные приказы производили не всякий суд; важнейшие уголовные дела им не предоставлялись. Учреждение Судных приказов делает первую попытку обособления гражданского и уголовного суда.

Для гражданских дел существовали четыре судных приказа: Владимирский, Дмитровский, Рязанский и Московский. Очень может быть, что эти приказы возникли еще во время отдельного бытия тех княжеств, название которых они носят, а затем продолжали некоторое время существовать и после соединения их с Москвой.

С течением времени все они поглощаются Московским судным приказом. Сперва уничтожается отдельное бытие Дмитровского и Рязанского судных приказов, а в 1685 г. и Владимирский сливается с Московским.

Эти приказы ведали тяжебными делами служилых людей, помещиков и вотчинников, за исключением споров о поместьях и вотчинах, которые ведались Поместным приказом. Для уголовных дел существовал особый Разбойный приказ.

Мы имеем указную книгу Разбойного приказа, из которой видно, что он возник в середине XVI в., при Иване Грозном. Он ведал не всеми уголовными делами, как это мы теперь понимаем, а только разбойными и некоторыми татебными делами. Менее же важные правонарушения рассматривались и судными приказами.


Приказ холопьего суда ведал делами о холопах, т.е. спорами о правах на холопов, а вместе с тем в нем совершались и акты укрепления прав на холопов. Здесь же ведались и дела о беглых крестьянах. Он существует уже во 2-й половине XVI в., а во 2-й половине XVII в. сливается с судными.

В заключение надо остановиться на Земском приказе. Он ведал управлением города Москвы; за пределы Москвы и ее уезда его власть не выходила. Но в этих пределах он ведал всем: полицией, судом гражданским и уголовным и хозяйственной частью. На его обязанности лежало охранение безопасности города от огня и злоумышленников.

В его ведении состояли городские ярыжки (пожарные) и решеточные сторожа. Он наблюдал за народными удовольствиями, запрещал и разрешал игрища, устраивал мосты. Для исполнения своих обязанностей имел свои особые доходы. Земский приказ был местным для города Москвы учреждением, а не центральным государственным, как большинство приказов.


[1] У Котошихина написано: “А судити указано в приказах бояром и окольничим, и стольником, и дворяном, и дьяком, кому в котором приказе ведати приказано, всем вместе и без единаго и единому без всех в правду, по святой Евангельской заповеди…” (VII. 38). Это место не совсем понятно.

Далее говорится о наказании по Уложению за посулы и о том, что взятки все-таки берут. В целом статья понятна. В ней речь идет о том, чтобы все судили по правде. “Судить всем вместе” – тоже понятно. Все приказы, за исключением Панафидного, имеют коллегиальный состав.

Члены меньших чинов называются “товарищами” первого члена и, следовательно, составляют с ним коллегию, а потому и судят “все вместе”. Но что значит “судить без единого и единому без всех?” Здесь что-нибудь не дописано, а может быть, пропущено или испорчено.

Вместо “без единаго” не надо ли читать “с единаго”? Тогда получится удовлетворительный смысл: “Судить всем вместе с единаго”. “Судить единому без всех” тоже вправду – может быть так объяснено. Приказы состоят из нескольких членов. Но в данном заседании мог быть только один, по болезни других, по местническим счетам и пр. В этих случаях он “судит в правду за всех”, а решение не откладывается.

Василий Сергеевич

Русский историк права, тайный советник, профессор и ректор Императорского Санкт-Петербургского университета.

You May Also Like

More From Author