Учение о дарении

Вопрос о месте учения о дарении в системе римского права до сих пор разрешается неодинаково. Одни ученые излагают это учение в общей части, другие включают его в учение об обязательственных правах.

Несомненно одно, что учение о даровании имеет весьма общее значение, что самые разнообразные юридические сделки могут служить средством для доставления одним лицом безвозмездной выгоды другому, что дарение может быть совершено не только в форме дарственного обещания, но и путем непосредственного вручения дара одним лицом другому, что дарение встречается не только inter vivos, но и mortis causa; ввиду всего этого представляется вполне уместным изложить основным началам дарения в связи с общим учением о юридических сделках.

Понятие и главные виды дарения. Необходимо различать дарение в обширном и тесном смысле. Дарением в обширном смысле называется всякое доставление лицом безвозмездной выгоды другому, раз это совершается по доброй воле помимо всякой к тому обязанности, хотя бы даже это не повлекло за собой уменьшения имущества дарителя.

С этой точки зрения должно быть признано дарением, например, отречение наследника по завещанию от открывшегося в его пользу наследства, раз это делается с тем, чтобы наследство получил наследник по закону или другой наследник по завещанию, назначенный совместно с первым или на случай отказа его, хотя в данном случае собственное имущество дарителя, очевидно, не уменьшилось: он только отказался от возможного увеличения своего имущества.

Дарением в тесном смысле называется только такое добровольное доставление безвозмездной выгоды одним лицом другому, которое предполагает уменьшение собственного имущества дарителя. Сверх того требуется, по крайней мере, по общему правилу, принятие дара со стороны одаренного.

Различие между дарением в обширном и тесном смысле имеет важное практическое значение, так как существующие в римском праве ограничения свободы дарения касаются только дарения в тесном смысле.

Так, например, отказ мужа от открывшегося в его пользу наследства и легата, вызванный желанием доставить таким путем жене возможность приобрести наследство или легат, не считается недействительным, ибо собственное имущество мужа вследствие этого не уменьшается, тогда как дарения в тесном смысле inter virum et uxorem недействительны.

(Ср. напр. 1.5 § 13. D. de donat. i.v. et u. 24,1. (Ulpianus). Si maritus heres institutus repudiet hereditatem donationis causa, Julianus seripsit: donationem valere; neque enim pauperior fit, qui non acquirat, sed qui de patrimonio suo deposuit.

Repudiatio autem mariti mulieri prodest, si vel substituta sit mulier, vel etiam ab intestato heres futura. § 14. Simili modo et si legatum repudiet, placet nobis valere donationem, si mulier substituta sit in legato, vel etiam si proponas eam heredem institutam.)

В дальнейшем мы будем говорить только о дарении в тесном смысле. Дарение бывает или дарением между живыми – donatio inter vivos, или дарением на случай смерти – donatio mortis causa. Последнее во всяком случае теряет силу, если одаренное лицо умрет раньше дарителя.

Кроме того, donatio mortis causa отличается еще другими особенностями, которые сближают его с другими завещательными распоряжениями. Ввиду этого об этом виде дарения удобнее говорить при изложении наследственного права. Здесь же мы рассмотрим только дарение между живыми.

Ограничения дарений между живыми. Мы видели, что дарением в тесном смысле называется всякое добровольное доставление безвозмездной выгоды одним лицом другому, сопряженное с уменьшением имущества дарителя.

В частности, дарение может быть совершено dando (даритель непосредственно передает какие-нибудь объекты или устанавливает какие-нибудь вещные права, например, узуфрукт в пользу одаренного), или promittendo (даритель обещает передать в будущем какую-нибудь вещь или установить какое-нибудь право в пользу одаренного), или liberando (даритель прощает одаренному долг или отказывается от какого-нибудь вещного права и т. п.).

Ко всем этим актам, раз они совершены inter vivos, одинаково применяются следующие правила. Всякий дарственный акт, совершенный между супругами, недействителен; впрочем, если супруг-даритель умирает, не взяв назад своего дара, дарение, на основании особого постановления Севера и Каракаллы, остается в силе.

В других случаях свобода дарений подвергается разным ограничениям. Так, еще lex Cincia de donis et muneribus от 204 г. до Р. Х. постановила, что дарения, по общему правилу, не должны превышать определенного максимума, и, вместе с тем, ввела особые стеснительные формальности, от соблюдения которых зависело вступление дарения в силу.

Этот закон в поклассическом праве утратил силу. Взамен него сложилось правило, что дарения, превышающие сумму в 500 солидов (solidus – золотая монета, содержащая 1/72 фунта золота), нуждаются для действительности своей в судебной инсинуации (insinuatio), т. е. даритель должен заявить на суде о предполагаемом им дарении, о чем составляется протокол.

В случае несоблюдения этой формальности дарение, поскольку оно превышает указанный максимум, считается недействительным. Что касается дарений на меньшую сумму, то они, по разъяснению Юстиниана, могут быть совершаемы неформально.

В частности, Юстиниан в этих пределах признал достаточным неформальное дарственное обещание, pactum donationis, тогда как до него требовалось стипуляционное обещание, promissio donationis. Дарение, совершенное с соблюдением всех законных формальностей, по общему правилу, не подлежит возврату.

Из этого правила допускается исключение на случай грубой неблагодарности одаренного лица, каковою считается нанесение дарителю грубых словесных оскорблений, оскорбления действием, причинение значительного имущественного убытка, умышленное причинение опасности его жизни и неисполнение возложенного на одаренное лицо modus.

Во всех этих случаях даритель имеет право требовать возврата дарения, revocatio donationis propter ingratitudinem. Впрочем, иск о возврате дара propter ingratitudinem может быть предъявлен только дарителем, но не его наследниками, и только против одаренного, но не против его наследников.

Одаренное лицо отвечает по этому иску в пределах своего обогащения. Наконец, надо заметить, что право обратного требования вообще допускается при так назыв., donatio remuneratoria, т. е. при дарении, к которому дарителя побудило желание вознаградить одаренное лицо за оказанную ему важную услугу, в особенности за спасение жизни.

Особые виды дарения между живыми. Существует несколько особых видов donationes inter vivos. Сюда относятся:

a) donatio remuneratoria, о которой уже было сказано, что к ней не применяется право обратного требования дара;

b) donatio sub modo, дарение с возложением на одаренное лицо обязанности исполнить что-либо; неисполнение такого наказа дает дарителю альтернативное право требовать исполнения его или возврата дара;

c) дарение целого имущества или же части его. Такое дарение не создает универсального преемства.

Поэтому для перехода прав на отдельные составные части подаренного имущества необходимо соблюдение требований, установленных для сделок между живыми; в частности, для перехода права собственности на телесные вещи необходима традиция, для перехода обязательственных требований – цессия.

С другой стороны, на одаренное лицо не переходит непосредственно и ответственность за долги, лежащие на подаренном имуществе. Ответственным лицом перед кредиторами остается даритель, но одаренный in dubio обязан возместить дарителю произведенные в погашение таких долгов затраты.

Давид Гримм https://ru.wikipedia.org/wiki/Гримм,_Давид_Давидович

Русский юрист, доктор римского права, профессор, ректор Санкт-Петербургского университета. Сын архитектора Д. И. Гримма, брат историка Э. Д. Гримма.

You May Also Like

More From Author