Общее понятие об исключительных правах

Средством удовлетворения интересов человека могут служить не только обособленные части внешнего мира, вещи в материальном значении слова, но и собственные действия, когда они имеют какое-нибудь экономическое содержание и когда они могут быть совершаемы только данным лицом. Современные общественные условия вызвали к жизни целый ряд новых отношений, обнаруживших важное экономическое значение некоторых действий.

Таковы интересы, соединенные с известностью фирмы и заключающиеся в изготовлении и распространении товаров известного качества, изящности рисунка или модели, создаваемых на известной фабрике изделий. Сюда же относятся интересы автора, художника, композитора, заключающиеся в создании литературных, художественных или музыкальных произведений.

Если бы, однако, каждый мог воспроизвести более или менее точно действие этих лиц, срисовать картину, перепечатать книгу, изобразить то же клеймо, то все эти действия утратили бы всякое экономическое значение для лиц, которые их совершают. Принимая под свою защиту интересы всех этих лиц, законодатель воспрещает посторонним лицам совершение подобных действий и тем самым создает особого рода правоотношения. Так как цель юридической защиты клонится во всех указанных случаях к предоставлению известным лицам исключительной возможности совершения определенных действий, с запрещением всем прочим возможности подражания, то эти права могут быть названы исключительными.

Исключительные права занимают место в системе прав в отделе прав абсолютных, рядом с вещными правами. Как вещное право является юридической возможностью пользования материальными вещами с устранением всех прочих от пользования теми же объектами, так и исключительное право представляет юридическую возможность совершения известного рода действий с устранением всех прочих от подражания. Пассивными субъектами исключительных прав являются все лица, подчиненные одной и той же политической власти. Право возникает независимо от воли пассивных субъектов. Нарушителем права может быть каждый, позволивший себе подобные же действия. Различие между вещными и исключительными правами заключается в объекте их.

Наше законодательство, следуя господствовавшему в прежнее время взгляду теории, признает все подобные правоотношения не самостоятельными, а стоящими рядом с правом собственности, как два вида, считает их просто особым видом права собственности. Так, закон наш говорит о литературной, художественной и музыкальной собственности, о праве собственности на рисунки и модели и т.п. Взгляд этот не может быть принят. Распространять понятие о вещных правах на права, не имеющие своим объектом вещи, представляется теоретически неудобным.

Порядок возникновения, перехода, прекращения, защиты вещных прав рассчитан именно на материальное их содержание, и потому распространение этих правил на совершенно иную область может создать нежелательное смешение представлений в теории и практике; например, между авторским правом художника на картину и правом собственности на нее со стороны лица, ее купившего, между правом на литературное произведение и правом на экземпляр книги.

Тем более непонятным представляется желание отстоять термин “литературная собственность” даже для будущего законодательства. Комиссия по составлению Гражданского уложения, отражая мои возражения против наименования авторского права литературной собственностью, рассуждает так: “Ведь дело идет здесь о собственном произведении автора, это произведение создано собственным трудом автора, и закон предоставляет ему как собственнику не только исключительную, но и полную и безусловную власть над этим собственным его произведением, власть пользоваться и распоряжаться им, переделать, переработать и, если возможно, даже уничтожить его (!) по своему произволу, независимо от лица постороннего.

Что же это такое, как не право авторской собственности?” Следуя ходу рассуждения комиссии, необходимо признать, если у кого явится собственная мысль, в силу этого одного право собственности на его мысль. Автор может уничтожить заготовленные экземпляры книги, но не выпущенное уже, хотя бы в одном экземпляре, сочинение. Комиссия полагает, что можно не называть авторское право просто правом собственности, а назвать особым видом права собственности, хотя, казалось бы, по правилам логики, признавая нечто видом данного рода, мы неизбежно утверждаем за ним все родовые признаки.

Однако со взглядом закона приходится считаться, и подведение с его стороны исключительных прав под понятие права собственности может послужить руководством в решении некоторых вопросов.

Все права, входящие в рассматриваемую область исключительных прав, в их современном составе могут быть разделены на две группы: права авторские и промышленные. В первом случае законодатель охраняет экономические интересы духовных деятелей, во втором – поддерживает интересы улучшения промышленности и торговли, возбуждает промышленную инициативу. В первую группу входят права на литературные, художественные и музыкальные произведения, вторую составляют права на промышленные изобретения, на рисунки и модели, на клеймо, на фирму.

Габриэль Шершеневич

Русский юрист, цивилист, профессор Казанского и Московского университетов, депутат I Государственной Думы.

You May Also Like

More From Author