Press "Enter" to skip to content

Состав и образование сената законодательного

Сенат законодательный составляется из сенаторов по избранию государя.

Сенат законодательный собирается два дня в неделю. Упражнения его суть:

1) Постановление закона гражданского и уголовного. Для сего каждый раз, когда в Сенате судном встречается случай, законом не определенный, он посылается на разрешение Сената законодательного, который, определяя его согласно государственному закону, представляет на утверждение государю.

Advertisement

2) Усовершение закона гражданского и уголовного. Сюда принадлежит Комиссия о составе Уложения, коею управляет один из сенаторов законодательного Сената и в коей всю работу производят четыре юрисконсульта. Сия Комиссия занимается единственно приведением в порядок законов существующих.

Сюда принадлежат также и те случаи, когда в Сенате судном встретится дело, на которое изданные законы не ясны, или противоречащи, или общей пользе противны.

3) Охранение закона в исполнении его.

Сюда принадлежат:

Advertisement

1) Жалобы на министров, по Высочайшему повелению вносимые.

2) Ревизия всех новых актов Сената исполнительного по отношению их не к внутренней доброте их, но к коренным государственным законам.

Порядок, коим дела входят, производятся и кончаются в Сенате законодательном, есть следующий:

1) Дела входят:

Advertisement

От Сената судного: а) по недостатку закона; б) по неясности его.

От Комиссии – по мере приведения законов в порядок.

От Сената управляющего вносятся все меры, вновь им принимаемые или с отменою прежних уставов сопряженные.

От государя – жалобы, прямо на министров приносимые.

Advertisement

От министров – их отчеты ежегодные.

2) Дела производятся:

Как Сенат законодательный не есть корпус внешний политический, но отделение государева кабинета, в коем всегда почитается он присутствующим, то дела в нем производят журнальною запискою, означающею кратко содержание дела и мнение Сената.

В предварительном рассмотрении актов Сената исполнительного Сенат законодательный наблюдает только, не противны ли они законам существующим, и каким именно, не занимаясь пользою их или вредом, понеже рассуждение сие почитается уже оконченным в Сенате исполнительном. Сенат законодательный никогда долее одного собрания внесенных к нему предварительных актов не удерживает.

Advertisement

Для производства дел находятся при Сенате три делопроизводителя и несколько писцов.

За письмоводством надзирает один из сенаторов, который представляет и журналы государю.

3) Дела кончатся представлением государю журнальной записки. Никакого внешнего акта Сенат законодательный издать не может. Об окончании дел и о выходящих указах узнает он из сообщений

Сената исполнительного, который один получает на имя свое указы и приводит их в действие.

Advertisement

Министры присутствуют в Сенате законодательном с голосом рассуждения (voix deliberative), но журналов не подписывают и мнений по оным не дают. Отсутствие министра заменяется товарищем его; отсутствие обоих не остановляет собрания.

Сенатор законодательного отделения не может быть министром, не сложа с себя сего звания, и напротив.

Сенатор законодательного отделения может вместе быть сенатором судного.

В делах верховной важности, относящихся до суда, Сенат законодательный соединяется с Сенатом судным и составляет в сем виде суд верховный, могущий не только решить дело по существующим законам, но, в недостатке оных или в очевидном несходстве, постановить закон новый, невзирая на то, что постановление сие учреждается по частному случаю.

Advertisement

В делах таковой же важности, относящихся до прочих частей управления, Сенат законодательный соединяется с Сенатом управляющим и составляет в сем виде верховное правительство, могущее не только решить предстоящий вопрос окончательно, но и постановить закон. В сем соединении министры имеют уже голос решительный, подобно прочим членам Сената законодательного. Для различия и большего в народе впечатления каждое отделение Сената имеет свойственное ему одеяние.

You cannot copy content of this page