Общее собрание

Переходим к движению дела в общем собрании. При решении дела здесь также требуется большинство двух третей голосов. В счет голосов принимается, однако, и голос сенатора, данный в департаменте, “хотя бы сенатор после того был в отсутствии, вышел из службы или же умер”… (ст. 109).

Если узаконенного большинства голосов не состоится, министр юстиции передает дело предварительно на рассмотрение консультации при Министерстве юстиции: на это обычно уходит несколько лет.

Затем, на основании заключения консультации, министр юстиции дает Сенату так называемое “согласительное предложение”. От сенаторов, участвовавших в суждении по делу, отбираются отзывы о согласии или несогласии с этим предложением.

Дела, по которым, таким образом, составится большинство двух третей голосов, согласных с предложением министра юстиции, почитаются окончательно решенными. В противном случае дело вносится министром юстиции, через Государственный Совет по первому его департаменту, к Императорскому Величеству.

Вопрос о реформе

Для того чтобы административные департаменты Сената могли действительно явиться органами судебного обжалования актов управления, необходима их коренная реформа. Устройство и делопроизводство административных департаментов определяется старинными законами прошлого века, совершенно отставшими от политического развития России.

Положим, узаконения последних десятилетий внесли частичные изменения в сенатское делопроизводство: в настоящее время некоторые дела о преступлениях должности в административных ведомствах решаются в первом департаменте окончательно простым большинством голосов присутствующих сенаторов и приглашенных министров.

Также и все дела об обществах, по закону 4 марта 1906 г., разрешаются в первом департаменте окончательно, по выслушании заключения обер-прокурора, простым большинством голосов присутствующих сенаторов.

Вопрос о коренной реформе Сената был поднят у нас Комитетом Министров в последний год его существования. Высочайшим указом 12 дек. 1904 г., явившимся у нас первым вестником обновления государственного строя, было предложено облегчить лицам, потерпевшим от произвольных действий подчиненных Государю властей и мест, способы достижения правосудия.

Обсуждая способы выполнения этого указания, Комитет Министров остановился на необходимости преобразовать в России административную юстицию в духе тех же великих начал, какие легли в основание Судебных Уставов Императора Александра II, преобразовавшего юстицию гражданскую и уголовную.

Реформа Сената должна была состоять в том, чтобы, по образцу гражданского и уголовного департаментов и наряду с ними, был организован административный департамент Сената.

Для разработки намеченной реформы было Высочайше учреждено особое совещание под председательством статс-секретаря А. А. Сабурова: оно пошло по пути предначертаний Комитета Министров и высказалось за полное выделение административного департамента и его канцелярии из ведения министра юстиции. Дальнейшего движения вопрос о преобразовании Сената в последние годы не получил.

Аркадий Елистратов https://ru.wikipedia.org/wiki/Елистратов,_Аркадий_Иванович

Арка́дий Ива́нович Елистра́тов — российский и советский юрист, профессор административного права Казанского университета, Императорского Московского университета и Московского государственного университета.

You May Also Like

More From Author