Мировой суд. Порядок замещения должности мировых судей.

В лице мировых судей судебные уставы желали дать местному населению не столько юристов-специалистов, сколько лиц, к которым оно могло бы обращаться как к авторитетным посредникам своих мелких споров. Этим определились порядок замещения и условия, требуемые для права быть мировым судьей.

Основной порядок замещения должности мировых судей, по первоначальному тексту уставов, – выборный, именно на уездных земских собраниях[1], а для столиц – в городских думах.

С введением закона 1889 г. этот порядок упраздняется, сохраняясь только в столицах и некоторых крупных городах, так что право избрания мало-помалу сосредоточится исключительно в городских думах.

Избранию мировых судей предшествует составление списка лиц, имеющих законную правоспособность к занятию этой должности. Во главе списка помещаются наличные судьи, за ними следуют все правоспособные лица.

Список должен быть изготовлен за три месяца до выборов и составляется уездным предводителем дворянства или председателем управы по соглашению с городским головой и местными мировыми судьями. За два месяца до выборов он представляется губернатору и публикуется в губернских ведомостях.

Как губернатор, так и частные и должностные лица, усмотрев неправильности в составлении списка, сообщают свои замечания и жалобы уездному земскому собранию; при этом губернатор может делать замечания только на неправильное внесение кого-либо в список, прочие же лица могут приносить жалобу и на пропуски вкравшиеся в списки (ст. 26-31 УСУ).

Деятельность земского собрания или городской думы по избранию мировых судей распадается на поверку списка и производство выборов.

Поверка списка должна предшествовать выборам и состоит в разрешении замечаний, сообщений и жалоб, поступивших против списков как от губернатора, так и от прочих лиц, по мере доклада их председателем собрания. На решения его жалобы не допускаются, но они подлежат контролю 1-го департамента Сената в случае оставления в списке и избрания судьей лица неправоспособного.

Выборы производятся наличными гласными закрытой баллотировкой, которой подлежат все лица, помещенные в исправленном собранием списке. Избранными считаются получившие избирательных голосов более неизбирательных; о производстве выборов составляется журнал, который подписывается председателем и секретарем собрания, членами земской управы и всеми наличными членами собрания. Однородные правила имеют место и в городских думах.

Собрание избирает участковых и почетных мировых судей отдельно. В комиссии 1863 г. сделано было предложение, чтобы земское собрание избирало мировых судей вообще, предоставив им самим разделиться на участковых и почетных, причем участковыми избирались бы более способные. Но мысль эта отвергнута как несогласная с идеей института почетных судей.

Перед выборами „председатель объявляет собранию о числе участковых мировых судей, которые должны быть избраны на следующее трехлетие” (ст. 32 УСУ). Уже эта редакция закона показывает, что число их, определяемое числом участков, зависит не от собрания, а от иной власти. Но какой же?

В объяснительной записке к проекту Учреждения судебных мест 1863 г. сказано (с. 19, 20): „Согласно правилу, что в каждом мировом участке находится участковый мировой судья, число этих судей будет зависеть от числа участков. Это число должно быть определено особым расписанием и будет зависеть от числа жителей в участке, его пространства, внешнего числа дел в мировых учреждениях, судебных и полицейских и т. д.

Расписание это должно быть составлено при самом введении в действие новых положений. По указаниям опыта и практики будущих мировых учреждений число участков в том или другом мировом округе может быть впоследствии уменьшено или увеличено”.

След этих рассуждений сохранился и в ст. 14 УСУ, по которой число мировых участков определяется „особым расписанием”. Но затем мысль о составлении центральным правительством расписания числа мировых участков была забыта, и практика по этому вопросу склоняется к мнению, что определение числа участков в каждом округе зависит от уездного земского собрания и особого губернского присутствия.

Утверждение 1-го департамента Сената требуется только в тех случаях, когда земское собрание находит нужным сократить число участков до истечения трехлетнего срока службы избранных уже судей и, следовательно, когда может представиться надобность в увольнении некоторых из них за упразднением должности (общ. собр. 1877/29). Такое решение вопроса не соответствует юридической природе мирового судьи, который имеет высокое общегосударственное значение органа правосудия.

Оно крайне опасно, давая земским учреждениям возможность подрывать интересы юстиции из-за местных хозяйственных расчетов: есть уже местности, где увлечение финансовыми соображениями повело к такому сокращению числа участков, что деятельность мирового судьи стала весьма тяжелой, а отправление правосудия крайне медленным.

Преимущество между избранными имеют получившие наибольшее число голосов; остающиеся сверх числа участников образуют собой запасных и добавочных судей; они, в постепенности полученных голосов, призываются на должности участковых судей как в случае неутверждения некоторых Сенатом, так и в случае оставления утвержденными участковыми судьями своей должности до истечения трехлетнего срока.

Число почетных судей не определяется законом и зависит каждый раз от усмотрения собрания. Но может ли собрание не избрать ни одного почетного судьи?

Хотя звание это предполагает существование лиц, пользующихся общим уважением, которые в данной местности могут и отсутствовать, однако, с другой стороны, на почетных судьях лежат текущие обязанности, которые при отсутствии их могли бы пострадать существенно (ст. 43 и особенно ст. 48 и 51 УСУ).

Отсюда следует, что уездное собрание обязано выбрать почетных судей, в противном же случае они избираются в губернском земском собрании или даже назначаются 1-м департаментом Сената (ст. 33, 38 УСУ).

Если при выборе судей допущены неправильности, то последние могут быть обжалованы в 1-м департаменте Сената, который, кроме того, контролирует деятельность собраний и без жалобы, по началу ревизионному (ст. 39, 37 УСУ); жалобы на действия собрания подаются председательствовавшему в собрании в двухнедельный срок со дня окончания выборов и представляются им в Сенат со своими объяснениями.

Производством выборов собрание (или дума) заканчивает свою деятельность, уступая дальнейшие полномочия по введению мирового института единоличным распоряжениям своего председателя и 1-му департаменту Сената.

Председателем уездного земского собрания признается уездный предводитель дворянства; губернского – губернский предводитель, если государем не назначено иное лицо; председателем думы – городской голова. В обязанности председателя входят:

1) объявление собранию имен лиц, избранных на следующее трехлетие почетными и участковыми мировыми судьями (ст. 36 УСУ);

2) распоряжение о приведении избранных к присяге, установленной для должностных лиц судейского звания. Закон не говорит, что эта функция входит в обязанности председателя собрания, но такой вывод вытекает из существа вещей;

3) распоряжение о допущении их к исправлению своих должностей (ст. 36 УСУ) и прежде всего к составлению первоначального общего собрания мировых судей округа, имеющего задачей ввод мировых судей в их служебную деятельность (ст. 35 УСУ); эта функция равным образом по естественному порядку вещей должна лежать на председателе собрания, а не на председателе управы;

4) представление избранных в мировые судьи на утверждение 1-го департамента Сената (ст. 37 УСУ), причем если оказались избранными лица, против внесения которых в списки возражал губернатор, то об основаниях к тому сообщается Сенату.

Первому департаменту Сената принадлежит право утверждения избранных в должности мировых судей. Но он ограничивается легальной стороной дела, наблюдая за тем, чтобы в состав мирового института не вошли лица, по закону признаваемые к тому не способными (ст. 19-22 УСУ), а также чтобы выборы были произведены согласно требованиям закона (ст. 24-29 УСУ).

Это начало видоизменено Высочайше утвержденным 26 октября 1879 г. положением комитета министров, которое дает губернаторам в виде временной меры право представлять 1-му департаменту замечания и о нравственных качествах и благонадежности лиц, избранных в мировые судьи, для чего земские собрания о результатах выборов обязываются извещать губернатора.

Сенату должны быть представлены все избранные, т.е. все получившие более избирательных голосов, чем неизбирательных; но из них в порядке числа голосов утверждается в должности участковых судей такое лишь число лиц, имеющих законную правоспособность к занятию должности мирового судьи, которое соответствует числу участков; прочие составляют запас на случай выбытия участковых судей.

Утверждение Сенатом составляет необходимую часть назначения мирового судьи; лицо не утвержденное, строго говоря, не есть еще судья и не может исполнять судейских обязанностей.

Но так как „утверждение это соединено со значительной медленностью, и за тем места почему-либо выбывших судей оставались бы долгое время незанятыми в явное обременение временно заведывающих оными почетных мировых судей (или очередных участковых) и к большому неудобству обывателей, то признано полезным, применяясь к распоряжению, сделанному по этому предмету относительно мировых посредников, допускать в таких случаях вновь избранных мировых судей к исправлению должности впредь до утверждения оной Сенатом”[2].

Потому-то, не ожидая такого утверждения, избранные приводятся к присяге и „допускаются к исправлению своих должностей” (ст. 36 УСУ).

В силу этого специального правила все должностные действия их пользуются признанием закона, хотя бы затем Сенат отказал в их утверждении (1870/251, 505, 616; общ. собр. 1874-1875/28); но раз состоялось отрицательное постановление Сената, избранный утрачивает должность и служебные действия его с этого момента признаются ничтожными, не имеющими никакой силы (1873/355, Прокофьева и Нефедова).

Таков нормальный порядок замещения должности мирового судьи, но параллельно с ним существуют изъятия, более или менее значительные.

Два из них введены уже были в первоначальный текст уставов. Сюда относятся:

избрание мировых судей не в уездных, а в губернских земских собраниях, известное закону в двух случаях: если на уездное земское собрание явилось менее двенадцати гласных (ст. 25 УСУ) и если уездным собранием не было избрано достаточного числа судей, требуемых для округа особым расписанием (ст. 33 УСУ); губернские собрания в этих случаях вступают во все права уездных;

назначение их Сенатом, который дополняет собой земские собрания, если в местности оказался недостаток лиц, которые могли бы быть избраны в участковые судьи (ст. 38 УСУ).

Сенат не заменяет, а лишь дополняет земские собрания, ибо ему принадлежит лишь часть его прав: он назначает не всех судей округа, а только недостающее их число. Сенат в 1-м его департаменте производит назначение судей по представлению министра юстиции.

Прочие изъятия установлены позднейшими законами; они имеют силу для местностей, где не введены еще земские учреждения, и состоят в замене выборного порядка правительственным назначением. Назначение их предоставляется:

Высочайшей власти по представлениям министра юстиции из списка лиц, составляемого особыми временными губернскими комитетами; порядок этот принят для губерний Астраханской и Оренбургской;

министру юстиции или по соглашению с местными генерал-губернаторами, как в округах Варшавском и Тифлисском или как в северо-западных губерниях, Прибалтийском крае и прочих местностях этого рода, где министр юстиции назначает мировых судей единоличной властью из числа лиц, внесенных в списки особо учреждаемыми временными уездными комиссиями по предварительном просмотре их губернаторами вместе с предводителями дворянства губернским и уездным губернского города, головой губернского города, губернским прокурором и председателями соединенных палат (ст. 560 и прилож. к ст.402 УСУ).


[1] В комиссии 1863 г. высказывалось мнение об избрании судей по участкам, но оно не было принято. В области Войска Донского право избрания принадлежит временным окружным избирательным собраниям.

[2] Судебные уставы. Изд. Государственной канцелярии. Ч. III. Спб., 1866. С. 54.

Иван Фойницкий

Иван Яковлевич Фойницкий — известный российский учёный-юрист, криминолог, ординарный профессор, товарищ обер-прокурора Уголовного кассационного департамента Правительствующего сената. Тайный советник.

You May Also Like

More From Author