Мировые судьи участковые, почетные, запасные и добавочные. Помощники мировых судей.

Мировые судьи делятся на участковых и почетных; в некоторых местностях сверх того есть судьи добавочные и помощники мировых судей.

Участковый судья представляет собой деятельнейшего члена мировой юстиции.

В руках его почти всецело сосредоточивается власть мирового суда первой степени, для чего мировой округ делится на участки, распределяемые между участковыми судьями; здесь помещаются их камеры[1], здесь же, по общему правилу, они должны иметь свое местопребывание, а по различию участков мировые судьи участковые различаются на городских[2] и уездных.

Каждый участковый судья обязан отправлять юстицию в своем участке[3], переход из одного участка в другой законом не предусмотрен, к нему судья не может быть никем понужден, но он возможен по взаимному соглашению нескольких судей об обмене участками, если на то последовало утверждение съезда (общ. собр. 1878/52); первоначальное же распределение участков делается общим собранием судей в самом начале трехлетия и сохраняет силу на весь этот период (ст. 35 УСУ).

Прикрепленный таким образом к участку, мировой судья имеет время изучить его нужды, ознакомиться с обывателями, что крайне важно для успешного хода его деятельности.

Этим мотивом продиктованы правила и о порядке определения к исправлению должности участковых судей в случаях временного их отсутствия: закон желал, чтобы население знало наперед, к кому обращаться в таком случае; он стремился к тому, чтобы и временно исправляющий должность участкового судьи имел возможность ознакомиться со своим участком, быть в камере, так сказать, хозяином, а не мимолетным гостем; к тому же в системе судебного управления наше законодательство относится недоверчиво к единоличному началу, заменяя его по возможности коллегиальным, а между тем съезды мировых судей заседают непостоянно.

По всем этим причинам закон требует, чтобы мировые судьи при самом вступлении в должность одновременно с распределением участков установили между собой на все трехлетие и очередь для исправления должности (п. 3 ст. 35, ст. 43 УСУ).

К этому они должны отнестись с возможной внимательностью, предусмотрев все случаи выбытия или временного оставления должности; в течение трехлетия расписание очереди не подлежит изменению, но если бы оно потребовалось, то судьи должны установить новое или дополнительное расписание не в обыкновенном съезде, а в общем его собрании (общ. собр. 1874/40), сообразуясь как с потребностями населения, так и с интересами своих товарищей.

Для исправления должности первоначально предполагалось назначать только судей почетных; след этого взгляда сохранился в редакции Основных положений 1862 г.

Но комиссия 1863 г. изменила его, чтобы избежать превращения почетных судей в помощников судей участковых, и, по действующему закону (ст. 43 УСУ), в очередь для исправления их должности входят как почетные, так и прочие участковые судьи. Сверх того, где есть добавочные судьи, и они могут быть призываемы к очереди.

Избрав под наблюдением съезда помещение для камеры в пределах участка, мировой судья обязан его устроить, сообразуясь с существующими по этому предмету правилами (общ. собр. 1880/61).

Камера должна быть открыта во все присутственные дни за исключением только дней пребывания его на съезде, но сверх того он обязан лично принимать жалобы и прошения, как письменные, так и устные, везде и во всякое время (общ. собр. 1880/69, 70; 1881/5) и не вправе ни отказывать в принятии бумаг под предлогом несвоевременной их подачи, ни возлагать принятие и помету их на письмоводителя или полицию (общ. собр. 1881/11).

В качестве суда первой степени участковые судьи действуют единолично. Закон не устанавливает в помощь им и должности секретаря и даже не дает им права для ведения протоколов заседания приглашать какое-либо частное лицо, этот труд они должны исполнять собственными силами.

Но для переписки и прочих канцелярских работ участковый судья может пригласить письмоводителя по началу частного соглашения.

Кроме судебного разбора в первой степени участковые судьи принимают деятельное участие и в мировом суде второй степени – в съезде, здесь они стоят наравне с судьями почетными.

Другой элемент мировой юстиции составляют почетные мировые судьи.

По мысли Государственного совета, они учреждены „для облегчения исполнения многочисленных обязанностей мирового (участкового) судьи и в особенности для того, чтобы лица, заслуживающие полного уважения и доверия, не лишались возможности, не оставляя своих домашних занятий и обязанностей, оказывать своим влиянием содействие к охранению общественного порядка и спокойствия, к развитию местного благосостояния, на коем зиждется благоденствие государства, и к поддержанию достоинства мировых учреждений, а также для того, чтобы владельцы отсутствующие, находящиеся на службе государственной, во время своего пребывания в имениях могли принимать участие в общем мировом деле и в высших званиях оказывать полезное содействие к достижению высокой цели мировых учреждений”[4].

При развитии этих мыслей в комиссии 1863 г. выяснились два направления.

Для некоторых членов ее подъем на надлежащую высоту мирового института представлялся главным назначением почетных судей, почему они желали видеть в среде их вместе с выборными от местных земств высокопоставленных должностных лиц разных ведомств, требуя предоставления им звания почетных судей силой самого закона.

Предлагая такую меру, они имели также в виду сблизить мировую юстицию с общей и обеспечить мировым судьям помощь опытных юристов.

Для достижения этих целей они предполагали считать „почетными мировыми судьями во все время отправления ими своих должностей министров юстиции и внутренних дел, членов Государственного совета и сенаторов – по всему государству; членов судебной палаты – по округу палаты; членов окружного суда, губернатора, губернского предводителя дворянства, председателей губернских земских собраний – по губернии; уездных предводителей дворянства, председателей уездных земских собраний и городских голов – по уезду”.

Однако большинство комиссии не согласилось с этим предположением, потому, „во-первых, что оно назначает обывателям таких почетных мировых судей, которых само общество в это звание не избрало, и, следовательно, уничтожает в принципе выборное начало, установленное основными положениями для мировых учреждений;

во-вторых, что это правило несогласно с выраженным во главе всех основных положений началом: власть судебная отделяется от исполнительной, административной и законодательной;

наконец, в-третьих, что этим мировые учреждения невольно подчинились бы личному влиянию и едва ли не прямому начальству местных высших должностных лиц или, по крайней мере, в обществе должно составиться такое мнение, которое с первого шага может уронить и погубить мировое учреждение.

В какой мере соединение в одном и том же лице властей судебной и административной может дать деятельности административного чиновника и отношению его к судебным местам законное направление и правильный исход (чем меньшинство также мотивировало свое мнение), в этом нас убеждает многолетний нынешний порядок, допускающий участие административных властей в судебных делах, которое признано одним из органических недостатков теперешнего судопроизводства, так что с некоторого времени вопрос об отделении власти судебной от административной вошел в программу работ не только по преобразованию судебного порядка, но и по устройству полицейской и вообще административной части”.

По изложенным соображениям значительное большинство комиссии, не отвергая возможности и пользы избрания обществом в почетные мировые судьи многих из сановников, указываемых меньшинством, признало невозможным в отмену даруемого обществу права самому избирать мировых судей присваивать кому-либо силой закона звание почетного мирового судьи[5].

Другое крайнее направление желало сообщить почетным судьям исключительно значение помощников судей участковых. Оно выразилось в предложении вместо отдельного избрания судей, сперва участковых, затем почетных, избирать всех мировых судей в совокупности, предоставив им самим право выбрать из своей среды судей участковых, останавливаясь для этого на лицах, действительно способных к исполнению этой обязанности[6].

Однако значительное большинство комиссии 1863 г. не согласилось и с таким предложением, „в особенности потому, что в основание его принята мысль, будто бы при избрании почетных мировых судей отдельно от участковых руководством должна служить оценка способностей избираемых лиц, причем более способные будут избираемы в участковые, а менее способные – в почетные мировые судьи.

По мнению 27 членов, не может быть допущена и мысль о такой унизительной оценке для почетных мировых судей в сравнении с участковыми, ибо основанием для избрания того или другого лица в почетные, а не участковые мировые судьи должна служить не неспособность этого лица к сей последней должности, а его служебное или общественное положение, которое может воспрепятствовать ему принять звание участкового мирового судьи, но не мешает поступить в почетные, хотя должность, занимаемая им в государственной или общественной службе, может быть гораздо выше и требует гораздо более способностей, нежели должность мирового судьи.

Поэтому 27 членов не только не допускают, чтобы почетные мировые судьи могли по их способностям или по чему-либо иному быть поставлены ниже участковых, но, напротив, полагают, что можно бы скорее сказать, что участковые судьи будут в некоторой зависимости от почетных, ибо на мировых съездах чаще будут рассматриваться распоряжения и решения участковых, нежели почетных мировых судей, и, следовательно, чаще почетные мировые судьи в составе мирового съезда будут давать направление деятельности участковых судей, нежели сии последние руководствовать деятельностью почетных”[7].

Опасение, чтобы почетные судьи не превратились в помощников участковых, а отчасти и возможный в некоторых местностях недостаток их побудили также комиссию 1863 г. изменить предположение Государственного совета, выраженное при начертании Основных положений, по которому для исполнения должности судей участковых имелось в виду назначать по очереди только судей почетных; вместо этого постановлено (ст. 43 УСУ), что обязанности судьи участкового при отсутствии его „исполняются одним из почетных или одним из соседних участковых мировых судей по заранее установленной ими между собой очереди”[8].

Таким образом, комиссия 1863 г. старалась согласовать оба эти направления, уравняв, по возможности, почетных судей с участковыми. Между ними нет соподчинения, нет даже отношений, существующих между руководителями дела и их помощниками. Но они связаны друг с другом как органы, совместно действующие, и на почетных судьях лежит обязанность содействия – не судьям участковым, а мировой юстиции вообще.

В них нельзя видеть бесполезного украшения мирового института, сводящегося к почетному званию: почетные судьи в то же время суть должностные лица, несущие службу и сопряженные с ней обязанности.

Может быть, эта сторона вопроса недостаточно подчеркнута составителями уставов, которые тщательно оберегали почетных судей от служебного труда, боясь поставить их в подчиненное положение к судьям участковым; поэтому сумма участия их в деятельности мировой юстиции весьма незначительна.

Как бы то ни было, принцип о должностном характере почетных судей стоит совершенно твердо, и лицо, принявшее на себя это звание, вместе с правами его получает и обязанности, исполнение которых составляет для него такой же долг, как и для прочих служащих (общ. собр. 1872/48).

Служебные права почетных судей те же, что и участковых. Различие сводится к тому, что они не получают вознаграждения за свой труд даже при исполнении должности судей участковых. Но обязанности их значительно уже.

Не принимая в виде общего правила никакого участия в судебном разборе первой степени, они не имеют камеры, могут занимать должности, несовместимые с должностью участкового судьи, не связаны с пребыванием в участке и даже не обязываются законом жить в том округе, где избраны, так что для отлучек не нуждаются в получении отпуска (ст. 46 УСУ).

Служебные обязанности их начинаются только с момента пребывания в их округе и состоят:

1) в обязанности производить суд и расправу по всем делам, подлежащим мировому разбирательству, в тех случаях, когда стороны обратятся к их посредничеству (ст. 46 УСУ).

Здесь разумеется разбирательство в первой степени по началу добровольной юрисдикции, но последнее к делам уголовным применяется в незначительном объеме, так что почетные судьи на этом основании могут рассматривать только частные проступки, по которым допускается примирение;

2) в исправлении должности участкового судьи по очереди, установленной по взаимному соглашению судей (ст. 43 УСУ). При этом почетный судья несет все функции участкового, почему практика Сената для исправления должности последнего допускает только лиц, не занимающих должностей, которые несовместимы с должностью судьи участкового;

3) в исполнении других поручений, возлагаемых на них первоначальным или общим собранием мировых судей, таковы: присутствие в окружном суде в случае недостатка членов оного (ст. 48 УСУ); исполнение должности непременного члена или председателя съезда, постоянного или временного; участия в комиссиях и установлениях, где требуется присутствие одного или нескольких судей, и т. п.;

4) в посещении заседаний мировых съездов с подчинением всем обязанностям, на членах коллегии лежащим. Почетный судья, пребывающий в округе и не посещающий заседаний, подлежит ответственности за нерадение по службе на общем основании. Впрочем, нет необходимости являться к каждому съезду: мировые судьи могут установить между собой и в этом отношении очередь.

При своей судебной деятельности почетный судья подчиняется наравне с участковыми распорядительной власти председателя, который может возложить на него доклад определенных дел, изготовление решений и т. п. Вообще в съезде почетные судьи совершенно сравниваются даже по функциям с судьями участковыми.

Сверх судей участковых и почетных в обеих столицах, в Одессе, в губерниях Астраханской и Оренбургской, в Варшавском округе и Прибалтийском крае учреждены судьи добавочные (ст. 559 УСУ).

Они по взаимному соглашению могут быть назначаемы в очередь для исправления должности судей участковых, заседают в съезде наравне с прочими судьями и замещают их с утверждения Сената при открытии вакансий по старшинству полученных голосов.

В столицах и Одессе судьями добавочными признаются избранные городскими думами в участковые судьи, но получившие меньшее число избирательных голосов, так что при замещении наличных участков остались сверх комплекта; в Астраханской и Оренбургской губерниях добавочные судьи назначаются особо. Содержание они получают только при исправлении должности судей участковых.

Помощники мировых судей в Закавказье вызваны к жизни совершенно своеобразной постановкой в этом крае мирового института, который кроме мирового разбора несет обязанности предварительного исследования. Эти последние имелись главным образом в виду при учреждении должности помощников; но временно на них могут быть возлагаемы и обязанности мирового разбора.

Кроме того, помощник, старший по службе или назначенный особо для того председателем окружного суда, заменяет мирового судью при временном его отсутствии (ст. 446, 449-451 УСУ). Такие помощники учреждены и в наших среднеазиатских владениях.


[1] Камера участкового судьи должна безусловно находиться в пределах участка; съезд не имеет права разрешить отступление от этого непременного   требования закона ни своим наказом, ни отдельными постановлениями (общ. собр. 1880/19, 44, 70, 71). Это обязательно и для исправляющих должность    участкового судьи (общ. собр. 1879/51; 1880/69).

[2] Ст. 12 УСУ. Мировые судьи, в участке которых находится город или часть города, обязаны устроить свою камеру в черте городского поселения (общ. собр. 1879/32; 1880/52).

[3] Выбор помещения камеры делается с ведома и под контролем съезда; от него же зависит разрешить перемещение камеры в пределах участка (общ. собр. 1874/47) или возложить на судью обязанность периодически выезжать для производства суда в отдаленные от камеры местности (общ. собр. 1877/8).

[4] Журн. соед. деп. Госуд. совета. 1862. № 65. С.310.

[5] Объяснит. зап. к проекту Учреждения судебных мест 1863 г., с. 26-29.

[6] Там же, с.291-294.

[7] Объяснит. зап. к проекту Учреждения судебных мест 1863 г., с. 294.

[8] Там же, с. 21, 22.

Иван Фойницкий

Иван Яковлевич Фойницкий — известный российский учёный-юрист, криминолог, ординарный профессор, товарищ обер-прокурора Уголовного кассационного департамента Правительствующего сената. Тайный советник.

You May Also Like

More From Author