Обязанности судебной службы. Предварительные обязанности.

Права, судебной службой доставляемые, суть лишь юридическое последствие и гарантия надлежащего исполнения обязанностей, на ней лежащих, так как сами органы ее учреждаются для отправления государственной обязанности доставления правосудия населению.

Судебное ведомство, единственно о своих правах пекущееся, непрочно и недостойно уважения. Крепость и сила его лежат в точном соблюдении обязанностей, из судебной службы вытекающих, в твердом и неуклонном исполнении той государственной задачи, во имя которой оно призвано к жизни.

Должностные лица судебного ведомства обязаны надлежащим образом нести судебную службу, воздерживаться от поступков, несогласных с достоинством службы, или, по словам Цицерона, se gerere personam civitatis, ejus dignitatem sustinere[1]. Чем выше достоинство должности, тем сложнее кодекс повелений и запретов, ею налагаемых; для должности судейской он достигает наивысшей степени.

Принесение присяги – первый акт, с которого начинается служебная деятельность; лица, не принесшие присяги, не могут участвовать в отправлении правосудия, и все действия их по службе недействительны, ничтожны (1872/612, Комарского). Русскому праву служебная присяга известна в трех видах: присяга на верность службе (ст. 185 Устава о службе гражданской), присяга на определенную должность и присяга по данному делу.

Первая приносится всеми лицами, поступающими на службу, не исключая и нанимаемых в нижние служительские должности; приносящий ее, призывая божество, дает торжественное обещание служить верой и правдой. Присяга на должность установлена при занятии некоторых должностей, между прочим судейской, присяжного поверенного, судебного пристава и нотариуса.

Судейская присяга (прилож. к ст. 225 УСУ) состоит в торжественном обещании хранить верность монарху, исполнять свято законы империи, творить суд нелицеприятно, по чистой совести и поступать во всем согласно принимаемому званию. Наконец, присяга по делу установлена для присяжных заседателей; до закона 1894 г. она повторялась по каждому делу особо.

Все эти виды присяги сохраняют у нас характер религиозного института, необходимо предполагающего участие духовного лица того исповедания, к которому принадлежит присягающий. Впрочем, для лиц неправославного исповедания отсутствующий духовник может быть заменен председателем или духовником православным.

Отказ от принесения присяги (или заменяющего ее торжественного обещания) составляет безусловное препятствие допущения к должности; сверх того, когда он представляется отказом от исполнения возложенной государством обязанности, то за отказ от присяги виновный подлежит ответственности, за уклонение от такой обязанности определенной[2].

Другая предварительная обязанность, с судебной службой соединяемая, состоит в постоянном пребывании в пределах участка или округа, составляющего район служебной деятельности должностного лица. Так, участковый мировой судья избирает с согласия съезда постоянное место пребывания в своем участке (ст. 41 УСУ), в котором он должен пребывать безотлучно (ст.42)[3].

Судебные следователи при выезде из места постоянного своего пребывания должны оставлять сведения о том, куда они отправляются, указывая хотя бы приблизительно, когда и в каких пунктах своих участков они предполагают быть (ст. 24 Временных правил 15 марта 1866 г.).

Члены общих судебных мест обязаны иметь пребывание в городах, где учреждены установления, в коих они состоят на службе; выезжать из них они могут лишь по делам службы и при увольнении в отпуск (ст. 228 УСУ, ст. 745 Устава о службе гражданской). Получившие отпуск должны возвратиться в определенное время, что удостоверяется явкой по начальству, обязательной и для судебного ведомства.

Разрешение отпусков для должностных лиц судебного ведомства зависит от общих собраний суда, в котором состоит такое лицо, или от единоличной власти председателя или прокурора суда; первое начало имеет место относительно должностных лиц судейского звания, второе – относительно прочих должностных лиц.

Но если отпуск испрашивается на срок более четырех месяцев или более одного месяца сверх каникулярного времени, то он может быть разрешен лишь Высочайшей властью. При разрешении отпусков закон требует соблюдения известной очереди между должностными лицами и того, чтобы интересы службы не нарушались одновременным отпуском многих должностных лиц.

Отпуска на вакантное время для лиц судейского звания, кроме судебных следователей, дозволяются законом на более льготных условиях, чем в другое время (ст. 184, 185, 232-234 УСУ)[4].


[1] Поступать как гражданин – значит поддерживать свое достоинство (лат.).

[2] Присяга требуется и от лиц, призываемых к временному служению правосудию, а также от лиц частных, призываемых в помощь правосудию (свидетели, эксперты). Наше законодательство, предусматривая неявку присяжных заседателей и свидетелей, совершенно молчит об отказе их от принесения присяги.

Судебная практика по отношению к свидетелям склонилась к льготному толкованию, допуская допрос их без присяги в случае такого отказа, но это объясняется отменой формальной теории доказательств и незаменимостью свидетеля для целей правосудия, и даже относительно свидетелей практика, допуская по необходимости такое льготное толкование, сопровождает его разными ограничениями.

Оно совершенно неприменимо к лицам, призываемым исполнять заменимые другими и публичные по их природе обязанности присяжного заседателя.

[3] В городах, разделенных на несколько участков, практика допускает избрание места пребывания мировыми судьями, а также следователями и вне участка, но для уездных судей такое разрешение было бы несогласно с духом закона.

[4] Мировые участковые судьи (ст. 73 УСУ) на срок до одного месяца увольняются съездом, а свыше – 1-м департаментом Сената, в местностях же, где назначение их зависит от министра юстиции, – сим последним. В Тифлисском округе мировые судьи увольняются в отпуск до одного месяца окружным судом, а свыше – судебной палатой.

В Варшавском округе гминные судьи и лавники на время до одного месяца увольняются в отпуск мировым судом, а свыше – властями, от которых зависит назначение их; мировые судьи и председатели съездов на срок более одного месяца увольняются здесь министром юстиции.

Иван Фойницкий

Иван Яковлевич Фойницкий — известный российский учёный-юрист, криминолог, ординарный профессор, товарищ обер-прокурора Уголовного кассационного департамента Правительствующего сената. Тайный советник.

You May Also Like

More From Author