Судебные системы Запада

Таковы логические основания судебной системы, вытекающие из сущности процесса. Взглянем теперь на положительные порядки по этому предмету.

Здесь мы встречаем два различных типа, к которым более или менее примыкают действующие законодательства, – французский и английский.

Во Франции все судебные установления образуют единое целое, состоящее из нескольких последовательных инстанций или степеней с подчинением низших высшим.

Там признается лишь одна юстиция и единая государственная система судебных установлений; судебная организация рассчитана на юстицию гражданскую, для отправления же уголовного правосудия из гражданских судов выделяются особые отделения, которые и ведают дела о преступлениях.

Низшую инстанцию образуют суды простой полиции, представляемые единоличными, назначенными правительством мировыми судьями; они ведают дела о мелких проступках. Параллельная им юрисдикция мэров отменена только в 1873 г.

Выше их стоят суды исправительной полиции – особые отделения гражданских трибуналов первой инстанции, состоящие каждый из трех судей, назначенных правительством; их процессуальное значение двояко: для дел, разрешенных судами простой полиции, они составляют апелляционную инстанцию и в то же время являются первой инстанцией для дел о преступлениях.

В этом последнем качестве они подчинены апелляции или суда республики, или суда исправительной полиции главного города департамента.

Суды республики суть особые отделения гражданских апелляционных трибуналов; их процессуальные задачи трояки: суд республики есть нормальная апелляционная инстанция для судов исправительной полиции; одно из отделений апелляционного суда ведает дела о предании суду в качестве обвинительной камеры; наконец, при этом же суде под председательством одного из членов его периодически учреждаются ассизы с участием присяжных заседателей для рассмотрения дел о тяжких преступлениях.

Территориальная единица для суда простой полиции – участок, для суда исправительной полиции – округ, для суда республики – департамент. Эта стройная система судебных установлений завершается единым для всего государства кассационным судом.

К французской организации примыкают бельгийская, итальянская, австрийская и германская. Во всех этих странах судебные установления образуют систему друг другу подчиненных органов, составляющих единое целое.

Так, в Италии французским мировым судьям соответствуют преторы (ст. 11 устава 1859-1865 гг.), выше их стоят исправительные трибуналы (ст. 10), затем ассизные суды с участием присяжных заседателей (ст. 9), а во главе всех судебных мест – пять кассационных судов.

В Австрии низшую инстанцию по уголовным делам образует единоличный судья (гражданского) участкового суда (Bezirksrichter), в то же время принимающий участие в предварительном следствии; выше его стоят коллегиальные суды первой инстанции, называющиеся в важнейших городах Landesgerichte, в прочих местах – Kreisgerichte; такие земские или окружные суды подчинены девяти высшим земским судам (Oberlandesgerichte), во главе которых стоит высший кассационный суд; обвинительная камера и ассизы состоят при земских судах.

В Германии низшую ступень в лестнице судебных установлений занимают участковые судьи (Amtsrichter), ведающие дела уголовные с участием или без участия шеффенов и назначаемые правительством; апелляционную для них инстанцию, а для дел большей важности – первую инстанцию составляют коллегиальные земские суды (Landgerichte); как суд первой инстанции они действуют с участием или без участия присяжных; в последнем случае они подчинены апелляции высших земских судов (Oberlandgerichte), разрешающих и все частные жалобы на земские суды и имеющих за ними власть надзора; они суть высшие судилища отдельных государств, входящих в состав империи, и в этом качестве имеют даже некоторую кассационную власть; наконец, высшим для всей империи судилищем является имперский суд (Reichsgericht), заседающий в Лейпциге.

Совершенно иная мысль лежит в основании английской судебной организации. Сложившаяся веками, она не представляет такого гармонического единства и строгого соподчинения отдельных ее частей, напоминая собой, по выражению Франквилла, сшитое из разных лоскутьев платье Арлекина.

Вся юстиция Англии объединяется только в лице короля, составляя проявление его верховенства, но она распадается на две части, друг подле друга действующие совершенно самостоятельно, – на юстицию мировую, или земскую, графскую, и юстицию вестминстерскую (с объездными судьями), или высшую, государственную.

Каждая имеет свой особый строй, свою систему инстанций, существенно отличающихся от континентальных, и свой круг ведомства; каждая в виде общего правила ведает дела с участием присяжных; но вестминстерская юстиция занимает высшее место как по важности дел, так и по праву потребовать к своему рассмотрению каждое дело, поступившее к производству мировых установлений. Однако соподчинения между ними в континентальном смысле этого слова не существует.

Иван Фойницкий

Иван Яковлевич Фойницкий — известный российский учёный-юрист, криминолог, ординарный профессор, товарищ обер-прокурора Уголовного кассационного департамента Правительствующего сената. Тайный советник.

You May Also Like

More From Author