Несовместимость

I. Из принципа самостоятельности судебной власти вытекает невозможность занятия судьями должностей по другим ведомствам.

По справедливому замечанию составителей Судебных уставов, «нет ведомства или управления, нет должностного лица, которые не могли бы быть привлечены к суду или сами искать суда, и посему соединение в одном и том же лице должностей по судебному и другому ведомствам может иметь то последствие, что такое лицо, принадлежа к управлению по какому-либо ведомству, может в то же время быть судьею в деле, возникшем из сего управления, и, следовательно, в деле, иногда более или менее касающемся его самого…»[1].

Но этого еще недостаточно, так как, будучи ограждены от влияния посторонних властей, судьи могут все-таки попадать в зависимость от частных лиц. Для полного ограждения их самостоятельности необходимо воспретить им не только государственную, но и частную службу, а также все занятия, способные ставить их в зависимость от частных лиц, каковы адвокатура, агентура, комиссионерство и пр.

Помимо того представляется желательным, в видах поддержания высокого достоинства судейского звания, не разрешать судьям заниматься такими отраслями деятельности, которые не пользуются общественным уважением.

II. Иностранные законодательства, осуществляя принцип несовместимости судейской службы со всякой иной и с посторонними занятиями, либо прямо перечисляют, с чем именно она несовместима[2], либо просто постановляют, что судьи не могут принимать на себя никаких платных обязанностей без разрешения начальства и должны заботиться о поддержании достоинства своего звания и вне службы[3].

III. По нашему действующему законодательству лица судебного ведомства, в том числе городские судьи, уездные члены окружных судов, мировые судьи, а также земские начальники лишены права занимать какие-либо должности по другим ведомствам и на общественной службе, кроме почетных и бесплатных должностей в благотворительных учреждениях[4] (ст. 42 и 246 Учр. суд. уст.; ст. 19 Пол. зем. нач.; ст. 9 и 26 Прав. устр. суд. ч.).

Исключение сделано: во-первых, для мировых судей, которым разрешается быть гласными земских собраний и занимать почетные должности в богоугодных и учебных заведениях (ст. 42 и прим.);

во-вторых, для почетных мировых судей, которые могут нести государственную и общественную службу во всех должностях, кроме должностей прокурорского надзора, полиции, местных казенных управлений и волостных старшин (ст. 49), а также некоторых должностей по судебному ведомству, а именно кандидатов на судебные должности (О. с., 75, № 48), секретарей мирового съезда (84, № 11), земских начальников (94, № 26);

в-третьих, для земских начальников, поставленных в такое же положение, как мировые судьи (Полож. учр., зав. кр. дел., ст. 19).

В Судебных уставах ничего не говорится о воспрещении судьям состоять на частной службе и предаваться занятиям, которые способны поставить их в зависимость от частных лиц или считаются предосудительными. Этот пробел восполняется постановлениями, помещающимися в Уставе о службе гражданской (т. III Св. зак.).

Согласно ст. 721–725, 734–737 судьям запрещено принимать участие в акционерных, торговых и промышленных товариществах в качестве учредителей, должностных лиц, поверенных, комиссионеров, агентов и т.п., кроме только тех товариществ, которые образуются исключительно для обработки сельскохозяйственных произведений и минеральных богатств в собственных имениях судей.

Равным образом воспрещено им быть учредителями и служить в общественных и частных кредитных учреждениях, кроме обществ взаимного, поземельного и городского, кредита, благотворительных кредитных учреждений, сельских ссудо-сберегательных товариществ, ссудо-сберегательных касс чиновников и обществ потребителей.

Но эти ограничения не относятся к участию в общих собраниях всех указанных товариществ и обществ и к временному, безвозмездному исполнению обязанностей в их ревизионных комиссиях. За нарушение этих правил о несовместимости закон грозит увольнением от службы, если виновное лицо само не подаст в отставку в течение трех месяцев.

Затем, на судей распространяется также запрещение чиновникам участвовать в приобретении имуществ, продажа которых поручена им правительством; заключать договоры на подряды и поставки с теми учреждениями, в которых они служат, как от своего имени, так и от имени своих жен, а равным образом и через подставных лиц. По таким подрядам и поставкам судьи и их жены не могут быть залогодателями.

Не дозволяется им также вступать в долговые отношения с подрядчиками и поставщиками учреждений, где они служат. Наконец, закон вообще предписывает начальству строго наблюдать, чтобы «занятие частной должности лицами, состоящими на государственной службе, не наносило ущерба служебным интересам и не препятствовало исполнению этими лицами обязанностей их по государственной службе» (ст. 740).

Эти постановления тоже недостаточны: они не воспрещают судьям занятий, не пользующихся почетом в глазах общества.

Коррективом в данном случае служит п. 2 ст. 2951 Учр. суд. уст., предоставляющий министру юстиции предавать судей дисциплинарному суду за такие «противные нравственности или предосудительные поступки» вне службы, которые «несовместны с достоинством судейского звания и, получив огласку, лишают совершившего их судью необходимых для сего звания доверия и уважения».

Недостаток этого правила состоит в том, что возбуждение производства зависит от личного усмотрения министра юстиции.

К числу несовместимых с достоинством судейского звания поступков Сенат отнес в недавнее время участие в политических партиях (О. с., 1906, № 22). Это мнение нельзя не признать вполне правильным. Судья, для того чтобы не возбуждать сомнения в своем беспристрастии, не должен принимать активного участия в борьбе политических партий.

Иначе как бы он ни был добросовестен, всякое решение, постановленное им в пользу своих политических единомышленников и против политических врагов, может быть заподозрено в пристрастии.

«Верховные судьи Англии, – писал Бентам, – имеют благоразумие следовать предписанию Пифагора: они не подают голосов, как избиратели, и эта воздержность много способствует той хорошей славе, которою они пользуются»[5]. Так же устраняются от политики английские судьи и в настоящее время[6].

IV. Проект новой редакции Учреждения судебных установлениях воспроизводит действующие правила без существенных изменений (ст. 336).


[1] Объясн. к ст. 246 Учр. суд. уст.

[2] Французское (Garsonnet, No. 38), бельгийское (Piola-Caselli, 200), прусское (Kаdе, 226–227), австрийское (Piola-Caselli, 188).

[3] Kade, 129, 175; итальянский Закон от 24 июля 1908 г., ст. 5 (Annuaire de législation étrangère, 1909, 330).

[4] Это изъятие установлено Учр. суд. уст. только для мировых судей, но Сенат распространил его и на членов общих судебных учреждений (О. с., 84, № 6, 1905, № 30).

[5] Бентам, 60.

[6] Gerland, 51.

Евгений Васьковский https://ru.wikipedia.org/wiki/Васьковский,_Евгений_Владимирович

Русский и польский цивилист и процессуалист, адвокат и судья.

You May Also Like

More From Author