Подряд

Подрядом называется договор, по которому одно лицо обязывается за известное вознаграждение, в течение известного времени, оказать другому лицу какую-либо услугу, состоящую, например, в сооружении здания, перевозке тяжести.

Только нанимающийся, подрядчик, не обязывается сам производить работу, а имеет в виду, что она будет произведена через посредство других лиц, так что работа самого подрядчика обыкновенно не та, которая выговаривается по подряду, а составляет только посредничество между лицом, которое заключает подряд, и рабочими, которые производят работу[1].

Так, заключается подряд на постройку здания; сам подрядчик не участвует в постройке, а он только принимает рабочих, имеет надзор за ними – словом, только руководит операцией. Таким образом, оказывается, что подряд близко подходит к личному найму: он находится в таком же отношении к личному найму, в каком поставка состоит к купле-продаже.

Как поставка отличается от купли-продажи только тем, что для нее существен некоторый промежуток времени между заключением договора и исполнением по нему, тогда как для купли-продажи этот промежуток не существен, так точно и подряд не разделяется резкой чертой от личного найма.

В самом деле, из определения порядка видно, что характеристическим признаком, отличающим его от личного найма, является то обстоятельство, что подрядчик не сам оказывает услуги как наемник, а производит их через других лиц.

Но это обстоятельство, собственно, не имеет юридического значения: подрядчик может и сам производить работу, так что можно только сказать, что для подряда все равно, работает ли сам подрядчик или нет. И мастер, например, не сам производит работу.

А если уже отыскивать юридическое различие между личным наймом и подрядом, то оно заключается разве в том, что подрядчик, чтоб исполнить посредничество, иметь в своем распоряжении рабочих, заключает или договор подряда, или ряд договоров личного найма[2].

Так что подряд характеризуется тем, что по поводу его подрядчик заключает договоры с другими лицами. И далее, можно как на отличие подряда от личного найма указать еще на то, что личный наем большей частью заключается на определенное время и с истечением срока прекращается, тогда как время продолжения подряда обыкновенно определяется окончанием предприятия, исполнение которого принял на себя подрядчик.

Например, подрядчик принял на себя постройку здания: с окончанием постройки договор оканчивается. Правда, и для совершения операции, которую принимал на себя подрядчик, обыкновенно назначается по договору время, к которому она должна быть окончена, скажем, определяется, что постройка здания должна быть окончена к такому-то времени, так что и подряд заключается обыкновенно на срок, как и личный наем.

Но дело в том, что если работа, составляющая предмет подряда, исполняется прежде срока, договор все-таки прекращается; если же работа к сроку не оканчивается, то договор не прекращается по истечении срока, а только подрядчик оказывается неисправным, и наступают те невыгодные последствия, которые установлены для него договором на случай неисправности.

Сообразно этому и цена подряда, плата за услуги, по этому договору определяется иначе, нежели наемная плата: не периодически, как это всего чаще бывает при личном найме, а за исполнение всего предприятия.

Таким образом, результат тот, что различие между подрядом и личным наймом не столько юридическое, сколько фактическое, ибо в том и другом договоре один контрагент предоставляет другому за известное вознаграждение свои услуги, так что юридическая природа обоих договоров одинакова. И нередко поэтому договор, ничем не отличающийся от личного найма, называется подрядом.

Договор подряда совершается письменно, порядком явочным[3]. Словесное же заключение подряда не допускается по соображению финансовому: подряд заключается обыкновенно на более или менее значительную сумму и, следовательно, предоставляет повод ко взысканию довольно значительных сборов, тогда как договор личного найма, если и облекается в письменную форму, по малоценности редко дает значительный сбор[4].

Притом же по самому свойству тех предприятий, по которым заключается договор подряда, вступление в договор со стороны подрядчика составляет промысел, а по отношению к другому контрагенту указывает на существование капитала: так законодательству совершенно уместно пользоваться заключением этого договора для извлечения финансовых выгод.

Юридические отношения по подряду, права лица, обязывающегося совершением предприятия, подрядчика, и лица, по отношению к которому исполняется предприятие, определяются обыкновенно довольно подробно в самом договоре и вытекают из его содержания[5].

Так, существо предприятия, составляющего предмет подряда, время его совершения, качество работы, если оно имеет значение для предмета договора, число рабочих, если оно не безразлично для договора, цена подряда, время его производства – все это обыкновенно точно определяется в каждом отдельном договоре, так что ближайшим образом подряд обсуживается сообразно его содержанию, но, конечно, к нему применяются также и те определения законодательства, которые относятся ко всем договорам вообще.

Нам нет поэтому надобности останавливаться на юридических отношениях, возникающих по подряду, тем более что хотя в законодательстве и есть особые определения об этом договоре (в связи с поставкой), но они представляют собой лишь повторение общих определений о договорах в применении к подряду и поставке.

Равным образом и о прекращении подряда можно сказать только то, что он не прекращается, подобно личному найму, смертью контрагента, а переходит к его наследникам именно потому, что личные отношения не играют тут никакой роли: этот вид личного найма переходит уже в сферу договоров имущественных.

В действительности договор подряда встречается довольно редко: по крайней мере часто лицо, нуждающееся в каких-либо работах, обходится без подряда, а заключает договор личного найма или ряд таких договоров и достигает той же цели, какая достигается путем подряда, потому что существо этих договоров совершенно одинаково.

Так, нередко лицо, желающее построить дом, само нанимает плотников для совершения работ, нужных при постройке дома, каменщиков, столяров и т. д. С каждым работником отдельно или с целой артелью их лицо заключает договор личного найма и обходится без подряда.

Но чрезвычайно обширное применение имеет подряд для казны, и поэтому в ч. 1 т. Х Свода законов помещено особое положение о них. Определения, в нем содержащиеся, касаются не исключительно подряда, а относятся также и к поставке.

Обратимся к рассмотрению «Положения о казенных подрядах и поставках». Прежде всего кажется странным, что законодательство выделяет подряды и поставки, заключаемые казной, из тех же договоров, заключаемых частными лицами, определяет их особо, как будто личность контрагента может иметь влияние на существо договора, может образовать особый его вид.

Далее, законодательство объединяет подряд и поставку, определяет их под одной рубрикой и даже смотрит на эти договоры если не как на тождественные, то как на родственные, тогда как подряд и поставка существенно различны. Подряд точно так же относится к личному найму, как поставка к купле-продаже, и подряд столько же отличен от поставки, сколько личный наем от купли-продажи.

Как и в подряде, в поставке чаще всего является участником одно и то же лицо – казна, от этого не может произойти между ними еще другого объединения, сверх того, которое есть по договорному их значению: личность контрагента не может изменить существо договора; два договора, сами по себе разнородные, не могут сблизиться вследствие того, что одно и то же лицо участвует как в том, так и в другом договоре.

Но при ближайшем рассмотрении определений законодательства о казенных подрядах и поставках оказывается, что определения эти – характера чисто административного, а не юридического, и этим объясняется, с одной стороны, объединение договоров под одной рубрикой, а с другой – отделение подряда и поставки, заключаемых казной, от тех же договоров, заключаемых частными лицами[6].

Казна имеет множество материальных потребностей, необходимость удовлетворения которых побуждает ее вступать в договоры подряда и поставки. Какое, например, огромное войско состоит в распоряжении государства, и это войско должно быть накормлено, одето, вооружено, помещено в зданиях!

Или государство принимает непосредственное участие в воспитании юношества: опять целый ряд потребностей, подлежащих удовлетворению! Государство нуждается в обширных помещениях для производства дел и хранения их: нужны сооружение и поддержка огромных зданий!

Государство нередко действует в качестве промышленника, добывает, например, различные произведения земли, обрабатывает их; нужно распространить эти произведения в государстве, перевезти их из одного места в другое!

Таким образом, государство беспрестанно нуждается в приобретении вещей, в совершении на пользу его различных работ. И большей частью оно удовлетворяет свои потребности посредством поставки и подряда – вещи приобретает по договору поставки, работы совершает по подряду, так как по обширности своих операций ему затруднительно заключать множество мелких договоров с отдельными лицами, и оно обходится через посредников.

Например, при сооружении какого-либо здания для казны удобнее иметь посредника, подрядчика, одно ответственное лицо, нежели заключать договоры личного найма с несколькими сотнями плотников, каменщиков, штукатуров и т. д.

Или если казне нужно приобрести значительную партию какого-либо товара, положим, несколько тысяч или даже сотен тысяч четвертей хлеба, то для нее удобнее заключить на все это количество с каким-либо промышленником договор поставки, нежели приобретать небольшими частями от множества лиц посредством купли-продажи.

Но государство как юридическое лицо действует не само собой, а через известные органы, и опыт показывает настоятельную потребность точно определить органам государства образ действия при заключении договоров, особенно таких, на которые идет значительная часть государственного достояния.

И вот законодательство подробно указывает органам государства, как действовать при заключении договоров подряда и поставки от лица казны, при каких условиях заключать эти договоры.

Понятно, что образ действия при заключении договоров от лица казны может быть одинаков и при разнородных договорах, точно так же, как и частное лицо при заключении различных договоров может руководствоваться одними правилами, одними соображениями.

Не нужно упускать из виду, что хотя принадлежности договоров и юридические отношения, возникающие по ним, отчасти определены законодательством, но этого недостаточно для ограждения лица от ущерба, какой может принести ему заключение любого договора.

Так, купля-продажа может быть заключена вполне законно, но все-таки может оказаться, что покупщик сделался жертвой обмана или продавец ошибся в расчетах. Кроме соблюдения условий, установленных законодательством для действительности договора, заключение его требует еще осмотрительности, соображения со стороны контрагента, чтобы не быть вовлеченным в обман или не впасть в ошибку и не подвергнуться ущербу.

Эти-то меры благоразумия, предосторожности законодательство и излагает главным образом в Положении о казенных подрядах и поставках, делая их обязательными для органов казны, ибо сами они не только не имеют интереса охранять ее выгоды, но даже из личных, корыстных побуждений могут действовать прямо к ее ущербу.

Только некоторые определения законодательства относятся к самому существу договоров, и, конечно, эти определения относятся также к подрядам и поставкам, заключаемым между частными лицами.

Но если правила, определяющие образ действия органов казны при заключении договоров, как сказано, не касаются существа договоров и относятся к области государственного права как определения административные, то в законах гражданских им почти нет и места.

Действительно, в каждом государстве заключаются от лица казны подряды и поставки, и заключаются в весьма значительном количестве, но гражданские кодексы других государств не представляют нам особых отделов, в которых излагались бы определения о казенных подрядах и поставках.

Поэтому и для науки гражданского права определения эти, собственно, не имеют интереса. Однако хотя бы вкратце следует ознакомиться с этими определениями в силу той важности, которая придается участию казны в договорах, значению самих договоров, встречающихся на каждом шагу.

Для более удобного обозрения сведем эти определения к трем группам, соответственно трем понятиям, которыми они вызываются.

А. Первую группу составляют определения, вызванные соображениями казенного интереса, желанием законодательства, чтобы работы, имущества доставлялись казне по подрядам и поставкам с наименьшими жертвами с ее стороны. Для этого устанавливает законодательство следующие меры.

а) Гласность заключения договоров подряда и поставки: о намерении казны вступить в тот или другой договор каждый раз объявляется печатно, смотря по сумме, на какую предполагается договор, или только в местных губернских ведомостях, или, кроме того, в ведомостях смежных губерний, или даже в столичных, чтобы привлечь большее число лиц, которые желали бы заключить договор[7].

Впрочем устанавливаются и некоторые ограничения относительно заключения договоров с казной, также вызванные финансовыми соображениями. Например, заключение подряда и поставки в некоторых случаях считается предприятием промышленным, и тогда право на заключение договора ограничивается постановлениями о торговых правах по гильдиям[8].

b) Производство торга и переторжки предварительно заключению договора: кто предложит на переторжке более выгодные для казны условия, тот и избирается для заключения договора[9]. Но, разумеется, и казна со своей стороны должна выставить условия, на которых она желает заключить договор[10].

Нет надобности обозначать и цену договора – определение ее может быть предоставлено самим торгующимся, но необходимо предварительно оговорить другие условия договора, например, относительно количества и качества предметов, срока поставки или подряда и т.п.[11]

Впрочем чаще всего казна заблаговременно объявляет и цену, за какую согласна заключить договор. Если казна имеет в виду заключить договор поставки, то заранее определяет цену, выше которой не согласится заключить договор, и на торге обыкновенно эта цена понижается, так как она определяется справочной ценой предметов, которая обыкновенно довольно высока[12].

c) Производство торга посредством личных торгов и запечатанных объявлений[13] – вещь очень простая: обыкновенно тот, кто желает участвовать в торгах, должен явиться лично в присутственное место, которое производит торги, или прислать поверенного.

Но иногда лицу не нужно ни самому являться, ни присылать поверенного – ему предоставляется объявить письменно, например, через почту, условия, на которых оно готово вступить в договор с казной, и это объявление должно быть доставлено в запечатанном конверте.

В назначенное время изустный торг производится обыкновенным порядком, за ним следует переторжка. Когда она заканчивается, вскрывается запечатанное объявление. И если оказывается, что оно (или которое-либо из запечатанных объявлений, если их несколько) представляет для казны более выгодные условия, нежели оказались результатом переторжки, то лицо, от которого получено объявление, и избирается к заключению договора.

Итак, запечатанные объявления дают возможность отсутствующим принять участие в торге и без присылки поверенного, следовательно расширяют круг конкурентов, тем увеличивая шансы на более выгодное для казны заключение договора. Быть может, с распространением телеграфов казна воспользуется и ими как средством для заключения подрядов и поставок на более выгодных для себя условиях.

Но запечатанные объявления допускаются не всегда, а только когда предполагается заключение договора на более значительную сумму: законодательство имеет в виду, что при заключении договора на значительную сумму, быть может, мало найдется конкурентов между наличными купцами, потому что значительных капиталистов везде менее, нежели незначительных, и поэтому есть потребность расширить круг торгующихся лиц дозволением участия в торге посредством запечатанных объявлений, тогда как при заключении договора на сумму не столь значительную достаточно конкуренции и между наличными торгующимися.

Кроме того, законодательство не допускает со стороны наличных торгующихся понижения цены подряда или поставки по вскрытии уже запечатанного объявления. Тем самым оно имеет в виду подстрекнуть наличных торгующихся к большей уступчивости, так как до вскрытия объявления они могут думать, что условия его более выгодны для казны и, следовательно, если они не сделают возможно большей уступки, то, быть может, будут устранены от участия в договоре.

В иных же случаях торг производится исключительно посредством запечатанных объявлений, без торгов изустных. Так бывает обыкновенно, когда операция простирается на весьма значительную сумму, так что нельзя рассчитывать, чтобы на изустные торги явилось большое число капиталистов.

Тогда информация о желании казны заключить договор публикуется по всему государству, и капиталисты приглашаются выставить свои условия посредством запечатанных объявлений[14]. В то же время и казна назначает цену, за какую готова заключить договор, и пока также скрывает ее в запечатанном конверте.

В определенное время, в названный день и час, когда прием запечатанных объявлений при известных церемониях объявляется прекратившимся, полученные объявления вскрываются, и предприятие остается за тем лицом, которое предложило низшую цену, если эта цена не выше определенной казенным управлением и значащейся в особом, запечатанном конверте[15]. Если же и низшая цена неудовлетворительна, то торг считается несостоявшимся.

Законодательство определяет, чтобы только в последнем случае, т. е. когда все предложенные цены неудовлетворительны, цена, назначенная казной, объявлялась явившимся ко времени вскрытия запечатанных объявлений, тогда как если низшая из предложенных цен выгодна для казны, пакет, в котором значится казенная цена, немедленно по вскрытии подлежит уничтожению.

Это объясняется тем, что в первом случае законодательство имеет в виду устранить сомнение в произволе тех лиц, которые представляют казну; во втором же, когда условия, предложенные торгующимися, быть может, значительно превосходят расчеты и надежды казны, в ее интересе не обнаруживать этого, ввиду заключения в будущем подобных договоров[16].

d) Обеспечение подрядов и поставок, заключаемых казной. Большей частью договоры казны обеспечиваются залогом; по некоторым только договорам допускается поручительство, особенно поручительство обществ по договорам, заключаемым их членами относительно предметов своего промысла.

Имущества принимаются в залог самые разнообразные: земли, строения, денежные капиталы, билеты кредитных установлений и даже акции некоторых промышленных компаний[17]. Величина залога соразмеряется с суммой предприятия и должна составлять 1/3 – 1/10 цены подряда или поставки, а если предприятие рассчитывается на несколько лет, то величина залога соразмеряется с годичной суммой договора[18].

Точное определение той части цены договора, которая должна быть обеспечена залогом, зависит от усмотрения лица или места, представляющего казну, и заранее высказывается в кондициях. Но иногда уже по окончании торга делается сбавка обеспечения: тогда как в кондициях требуется залог на 1/3 цены договора, по окончании торга требование залога понижается до 1/5 или даже до 1/10 цены договора.

Собственно говоря, тут нет ничего неблаговидного, так как потребность обеспечения договора, следовательно, мера обеспечения, зависит от личности контрагента. Но сбавка требуемого обеспечения представляется действительно неблаговидной, когда выражает пристрастие к контрагенту, что и бывает иногда: величина требуемого обеспечения устраняет многих от участия в торге, а между тем избранному лицу сообщается под рукой, что впоследствии будет сделана сбавка, и лицо это при меньшей конкуренции выговаривает довольно высокую цену.

e) Различные пособия обеспечиваются контрагентам со стороны казны[19]: если лицо, вступающее в договор с ней, может рассчитывать, что получит то или другое пособие при исполнении договора, то, конечно, оно может согласиться и на большее понижение цены договора.

Например, в распоряжении казенного места находятся люди, которые могут быть полезными поставщику или подрядчику при исполнении договора: казенное место может обещать ему помощь людьми. Или в распоряжении казенного места есть помещения, которые могли бы пригодиться контрагенту: они могут быть предоставлены ему как пособие.

Но самое обыкновенное пособие со стороны казны состоит в выдаче контрагенту задатка; по заключении договора контрагент получает некоторую часть (до половины) следующей ему оплаты вперед, что и составляет задаток.

Но если казна требует обеспечения по договору, то тем более, конечно, потребует обеспечения по задатку: действительно, от контрагента требуется при получении задатка, сверх обеспечения по договору, еще залог для обеспечения задатка, равный по ценности величине задатка, – «рубль за рубль», как говорится технически[20].

Тем не менее получение задатка для контрагента очень выгодно, потому что он получает наличные деньги, которыми может оперировать, и притом без процентов, тогда как в залог он может представить, например, недвижимое имущество или акции какой-либо промышленной компании – словом, имущество, не представляющее удобства денежного капитала.

Конечно, в интересах казны – указать на пособия, какие может предоставить она, в самих кондициях: тогда и лицо менее состоятельное может решиться на участие в торге, следовательно для казны более шансов на выгодное заключение договора.

Но практика нередко грешит против этого: бывает, что члены присутственного места, представляющего казну, желают дать подряд или поставку именно такому-то лицу и, чтобы устранить других конкурентов, стараются изложить кондиции как можно суровее, чтобы другие не совались со своими предложениями; а избранный знает, что кондиции не будут так суровы, а по окончании торга будет сделана сбавка в сумме обеспечения, будут предоставлены пособия и т. п.

Разумеется, такого рода тактика не ведет к охранению казенного интереса и предосудительна, даже преступна; но мы говорим только, что она встречается.

B. Вторую группу законодательных определений о казенных подрядах и поставках составляют вызванные представительством казны как юридического лица посредством присутственных мест и должностных лиц, воля которых предполагается волей казны.

Это диктует потребность установить подробные правила для действия присутственных мест и должностных лиц при заключении договоров подряда и поставки, определить их ответственность и принять меры предосторожности против возможных злоупотреблений.

Сюда входят определения о местах и лицах, имеющих право заключать от имени казны подряды и поставки, ограничения, полагаемые для этих мест и лиц. Так, главным местом в губернии, заключающим от имени казны подряды и поставки, считается казенная палата как непосредственный представитель имущественной стороны государства, казны.

Но казенная палата – не единственный представитель казны по подрядам и поставкам[21]. Вообще, можно сказать, что каждое присутственное место, каждое казенное учебное заведение по тем или другим потребностям может быть поставлено перед необходимостью прибегнуть к подряду или поставке.

И действительно, каждое из них, более или менее, заключает эти договоры от имени казны на основании общих правил о казенных подрядах и поставках или особого положения, данного для того или другого присутственного места.

Но во многих случаях заключение договора предполагает еще разрешение его со стороны высшего места или лица, так что после торга и переторжки (или по определении наивыгоднейших для казны условий договора посредством запечатанных объявлений. – А. Г.) место, производившее торги, испрашивает утверждения их у высшего начальства.

Последнее предварительно рассматривает, правильно ли произведены торги, соблюдены ли надлежащим образом интересы казны, и по своему усмотрению утверждает торги или отказывает в их утверждении, так что может не утвердить и таких торгов, которые произведены совершенно правильно[22].

Нужно обратить внимание на то, что при торгах возможны и нередко бывают случаи, что исполнены все формальности, соблюдены все меры, установленные для охранения казенного интереса, но тем не менее условия договора чрезвычайно невыгодны для казны.

Например, между торгующимися легко может произойти стачка, особенно в небольших городах или в договорах, касающихся таких предметов, по которым мало конкурентов: в одном случае одни отступаются от торга и оставляют его за кем-либо из своей среды, в другом – другие, так что цена договора остается весьма высокой.

Вообще можно сказать, что торги – орудие обоюдоострое: если производить их как следует, без всяких задних мыслей, то они могут вести к той цели, с которой установлены; но они могут также привести к результату совершенно противному.

И вот законодательство допускает, чтобы казна терпела ущерб по менее значительным договорам: тут, может быть, вред от проволочки, переписки будет более значительным, чем от какой-либо материальной потери.

Но когда идет речь о договоре на значительную сумму, то законодательство уже не предоставляет заключение договора присутственному месту, производящему торги, а ставит его заключение в зависимость от высшего места или лица, предоставляя им нисколько не стесняться на этот счет, так что если они находят условия предполагаемого договора невыгодными для казны, то могут отказать в утверждении торгов по своему усмотрению и назначить новые на заключение того же договора или предоставить присутственному месту распорядиться хозяйственным образом, т. е. самому приобрести нужные предметы или услуги, без поставки или подряда[23].

В положении точно определено, на какую сумму места и лица, представляющие казну, могут заключать подряды и поставки собственной властью, и на какую сумму могут утверждать торги те или другие начальствующие места и лица.

Так, казенная палата может окончательно заключать подряды и поставки на сумму до 5 000 руб.; договоры же на сумму более значительную она представляет на утверждение начальства: губернатор утверждает торги на сумму до 10 000 руб., министр – до 30 000, и только Правительственному сенату предоставлено утверждать торги неограниченно, на любую сумму.

Представительством казны посредством различных присутственных мест и должностных лиц объясняются также определения, которыми члены присутственного места, производящего торги, устраняются от всякого участия в договоре.

Так, они ни прямо ни косвенно т. е. через подставных лиц, не могут участвовать в торгах, быть залогодателями за контрагентов, входить в какие бы то ни было сделки с подрядчиками и поставщиками.

И даже если прежде торгов между членом присутственного места и кем-либо из торгующихся была заключена какая-то сделка, то каждый из них обязан заранее объявить о том присутственному месту, которое в подобном случае или устраняет такого члена от участия во всех действиях по заключению договора, или по крайней мере следит, чтобы он при торгах или вообще при заключении договора не оказал какого-либо незаконного влияния в пользу своего контрагента, не сделал ему какой-либо понаровки[24].

C. Третью группу составляют постановления, также вызванные юридической личностью казны, клонящиеся к точному определению юридических отношений, возникающих по поставке или подряду.

Тогда как частные лица большей частью сами определяют свои отношения по договору, сообразуясь только с теми ограничениями, которые установлены законодательством, юридические отношения казны по договорам определяются законодательством, ибо личность казны находится в безусловной зависимости от него, и только те действия уместны для казны, которые признает уместными законодательство.

Так, законодательство дает точные и подробные правила относительно исполнения подряда и поставки, приобретения вещей поставляемых и производства работ. Если установлены образцы, которым должны соответствовать поставляемые вещи, то прием вещей, не соответствующих образцам, не допускается.

Запрещается также принимать от поставщика или подрядчика деньги вместо вещей или работ, и вообще запрещаются всякие сделки между приемщиком и контрагентом[25].

Но в особенности сюда относятся постановления на случай неисправности контрагента, и присутственные места не вправе отступать от них, тогда как частные лица могут определять последствия неисправности того или другого контрагента по своему усмотрению. Так, в случае неисправности поставщика или подрядчика на него налагается неустойка – ежемесячно 1/2% той суммы договора, на которую он оказался неисправным[26].

В случае неисправности со стороны казны отвечают члены присутственного места, заключившего договор, так как только они могут быть виновными в неисправности по договору, а сама казна не может быть виновной[27]. Далее точно определены случаи, в которых неисправность подрядчика или поставщика признается извинительной[28].

Наконец, подробно определены действия присутственного места в случае неисправности контрагента[29]: прежде всего залогодателям и поручителям предлагается исполнить договор вместо неисправного контрагента; при отказе же с их стороны присутственное место само заменяет неисправного контрагента, приобретает нужные ему вещи или производит работы хозяйственным способом, заключает новый договор подряда или поставки.

И если при этом случится передержка против цены первого договора, она падает на неисправного контрагента и пополняется из залогов, выгода же достается казне.

Остается еще сказать о совершении договора. Он совершается таким порядком: по окончании торга (или по утверждении его высшим местом или лицом, когда заключение договора предполагает предварительное утверждение торга со стороны высшего места или лица. – А. Г.) поставщик или подрядчик в течение семидневного срока представляет присутственному месту, заключающему договор, лист гербовой бумаги надлежащего достоинства, на котором излагаются условия договора, сообразно предварительно составленным, нормальным кондициям и полученным на торгах предложениям.

Затем акт договора подписывается председателем присутственного места, заключающего договор, и контрагентом; подлинник договора оставляется в присутственном месте, а поставщику или подрядчику выдается с него засвидетельствованная копия[30]. Только при таком совершении договор считается существующим, права и обязанности по нему являются возникшими – до совершения акта нет еще договора, есть одно только право на его совершение.

Вот и все почти, в сущности, определения законодательства о казенных подрядах и поставках. Знакомясь с ними, мы приходим к тому именно убеждению, которое высказали вначале: почти все эти определения касаются заключения договоров или условий, полагаемых при их заключении.

И только некоторые, немногие определения из всей их массы касаются существа договоров; но и те не имеют характера самостоятельности, а составляют лишь применение общих положений о договорах к подряду и поставке.

Выводы из этих положений во всяком случае относятся не исключительно к подрядам и поставкам, заключаемым казной, а также к подрядам и поставкам, заключаемым между одними частными лицами.


[1] Ст. 1737.

[2] Они, пожалуй, могут быть уже заключены и прежде подряда – это все равно.

[3] Ст. 1742, 1743.

[4] Ст. 18, п. 7а; ст. 51, п. 1; У. герб., ст. 34.

[5] Ст. 1744.

[6] И мало того, большая часть определений Положения о казенных подрядах и поставках заимствована из положения, изданного в 1830 г.

Но это Положение распространяется не на одни подряды и поставки, а также на продажу казенного имущества, на заключение казной договора найма по оброчным статьям, так что, следовательно, еще более разнородные договоры подведены под одни определения; притом в начале Положения прямо говорится, что оно издается с целью установить единообразие в договорах, заключаемых казной.

Но, разумеется, единообразие не может касаться существа договоров, ибо никакое законодательство не может объявить, что, например, купля-продажа – то же, что наем или что заем, и т. п. Другое дело – условия, на которых заключаются договоры, образ действия при их заключении.

[7] Пол. подр., cт. 95–97.

[8] Там же, cт. 2–10.

[9] Ук. ист., cт. 105–113.

[10] Условия эти называются обычно кондициями.

[11] Пол. подр., cт. 91–93.

[12] Справочная цена каждого предмета составляется городскими Думами по существующим на то правилам.

[13] Пол. подр., cт. 171–177.

[14] Пол. подр., ст. 141–170.

[15] Объявления, почему-либо не удовлетворяющие требованиям, выставленным казной, считаются недействительными, и только объявления вполне действительные принимаются в соображение.

[16] Но бывает и при изустных торгах, что казна до времени скрывает цену, на какую она готова заключить договор.

Например, это бывает иногда при торгах на поставку казне провианта; казна затрудняется иногда назначить нормальную цену, за которую она согласна вступить в договор, потому что хлебная торговля не организована у нас рационально, и цена на хлеб устанавливается не вполне соответственно экономическим законам, а иногда и независимо от них.

И вот казна предоставляет торгующимся определить цену; но если эта цена оказывается выше той, какую казна по своим соображениям может дать, то она отказывается от заключения договора.

[17] При учреждении компании на акциях уставом ее всегда определяется, могут или не могут приниматься ее акции в залог по казенным подрядам и поставкам, и если могут, то – по какой цене.

[18] Пол. подр., ст. 39.

[19] Там же, ст. 27–36.

[20] Там же, cт. 29.

[21] Пол. подр., cт. 12, 13.

[22] Пол. подр., cт. 117–140.

[23] В большей части случаев, действительно, хозяйственный способ приобретения вещей или производства работ едва ли не заслуживает преимущества. Одно только при нем неудобно: казна ничем не обеспечивается относительно исполнения предприятия, но зато при некоторой добросовестности служащих казне обходится предприятие гораздо дешевле.

[24] Пол. подр., cт. 11, прим.

[25] Пол. подр., cт. 178–192.

[26] Ук. ист., cт. 208.

[27] Пол. подр., cт. 206.

[28] Ук. ист., cт. 192–199.

[29] Там же, cт. 192–220, 223–227.

[30] Ук. ист., cт. 130–132, 134, 220. Но когда договор заключается не присутственным местом, а отдельным лицом, то совершается он точно так же, как между частными лицами.

Дитрих (Дмитрий) Мейер

Известный российский юрист-цивилист, общественный деятель. Доктор права. Чернышевский называл его «одним из лучших наших профессоров правоведения».

You May Also Like

More From Author