Обязанности, относящиеся к отправлению судебной деятельности и поведению. Перечневая и общая системы обязанностей.

За исполнением этих предварительных обязанностей – принесения присяги, избрания места пребывания и отказа от занятий, несовместимых с судебной службой, – следуют две группы обязанностей, имеющих ближайшее отношение к самому исполнению судебной службы: во-первых, обязательно добросовестно и нелицеприятно отправлять судебную деятельность; во-вторых, поведением своим охранять достоинство судебной власти.

Обязанности, к отправлению судебной деятельности относящиеся, суть формальные и материальные. Первые состоят в точном соблюдении правил делопроизводства, порядок судебной деятельности определяющих; нарушением их является медленность[1] и вообще уклонение от исполнения законных обязанностей, как-то:

непредставление или несвоевременное представление отчетов, неправильное ведение установленных книг или иных бумаг, несоблюдение правил о регистрации и хранении сумм, поступающих в кассу суда, непосещение заседаний[2].

Материальные обязанности состоят в доставлении правосудия населению; их нарушением являются неправосудие, превышение власти и отказ в правосудии.

Поддержание внешнего достоинства судебной власти равным образом входит в круг весьма важных судебных обязанностей должностных лиц судебного ведомства. Они нарушаются таким их поведением, которое может ронять авторитет власти как в сфере служебных отношений, так и вне их.

К первой категории принадлежат нарушение долга подчиненности, неисполнение законных распоряжений высших властей, злоупотребление властью относительно подчиненных, нарушение благочиния в заседании, нарушение тайны совещаний, обязательной не только для присяжных заседателей (ст. 677 УУС), но и для прочих судей.

Ко второй категории относятся все поступки, умаляющие достоинство власти и возбуждающие к ней презрение или недоверие. Судья должен тщательно воздерживаться от дачи советов сторонам; он должен отклонять от себя всякие рекомендации, составление или участие в составлении записок по делу, избегать близких сношений с участвующими в делах судебных и воздерживаться от заявления своих мнений о них до судебного разбирательства.

На нем, как мы уже видели, лежит обязанность воздерживаться от занятий, несовместимых с судебной службой, и даже в частной жизни лица судебного ведомства более, чем все другие, должны сообразовываться с правилами приличия, благоповедения и доброй нравственности. Нетрезвая и развратная жизнь нарушает достоинство судебной службы в высокой степени и не может быть терпима со стороны лиц, себя ей посвящающих[3].

Из изложенного видно, что кодекс обязанностей должностных лиц судебного ведомства чрезвычайно широк. Кроме обязанностей по службе в него входят и обязанности общечеловеческие, получающие высокое государственное значение вследствие служебного положения нарушителя. Благодаря такому многообразию перечневая система для определения их непригодна; при ней многое может быть опущено.

Большое неудобство ее заключается и в том, что каждый отдельный поступок имеет значение более или менее важного нарушения обязанностей не только сам по себе, но и, главным образом, в связи с конкретной обстановкой данного случая, с отношением его к должностному положению нарушителя, со степенью гласности, им полученной.

Перечневая система могла бы существенно стеснить поведение должностных лиц во имя лишь формального требования закона, не обеспечивая на самом деле достоинства власти.

Правильнее поэтому очертить обязанности рассматриваемой категории указанием общих начал, настолько широких, чтобы ими обнимались все поступки, с достоинством службы несогласные, и вместе с тем не стеснялась бы без нужды свобода поведения должностных лиц. В точном определении нуждаются только важнейшие нарушения, за которые закон признает необходимым назначить тяжкие взыскания.

Эта мысль была усвоена на Западе. Во Франции система обязанностей должностных лиц судебного ведомства выработалась исторически и определяется частью уголовным кодексом, частью специальными законами и распоряжениями по судебному ведомству.

Уголовный кодекс дает весьма широкий смысл измене долгу службы, куда между прочим относятся присвоение и растрата вверенного по службе имущества, вымогательство, взяточничество, злоупотребление властью, обнимающее также и отказ в правосудии, вступление в должность до принесения присяги и исполнение должности после отставки, увольнения или временного воспрещения ее.

В Австрии различаются общие обязанности служащих и специальные обязанности, с определенной должностью связанные.

К общим принадлежат исполнение законов, усердие к службе, бескорыстие и безупречное поведение с обязанностью воздерживаться от всех поступков как в сфере службы, так и вне ее, которые могли бы подорвать достоинство должности, особенно судебной; повиновение высшим властям; соблюдение тайны по делам службы, ввиду чего должностным лицам судебного ведомства запрещается высказывать вне суда мнения свои по делам, находящимся в суде, или предположения о вероятном их исходе и входить в какие бы то ни было сношения или рассуждения с лицами, принимающими в них участие; вежливое обращение с частными лицами, почему судьям вменяется в обязанность относиться к ним спокойно, прилично и вежливо, называя их “господин такой-то”, “госпожа такая-то”; непрерывное исполнение служебных обязанностей, ввиду чего должностные лица судебного ведомства обязаны иметь пребывание в определенных местах, посещать заседания и т. п.

Специальные обязанности отдельных судебных должностей определяются их особыми задачами; так, например, на окружном судье и его помощниках лежит обязанность разъяснять населению при каждом удобном случае значение некоторых законов.

У нас доныне действует весьма неудачная система определения служебных обязанностей должностных лиц в Уголовном кодексе; последний притом принадлежит эпохе, когда судебная служба поставлена была совершенно иначе, чем ныне.

Учреждая институт присяжных поверенных, закон предоставил ему право выработать путем практики правила, определяющие обязанности его членов (ст. 368 УСУ); подобного права судебные места относительно своих членов не имели, но начало ему положено законом 20 мая 1885 г., объявляющим недостойными судьи все предосудительные и несогласные с нравственностью поступки.

Проект Устава о служебных провинностях в редакции 1901 г. сохраняет перечневую систему обязанностей должностных лиц для общего дисциплинарного порядка, для особого же порядка вводит правила обобщенные, аналогичные принятым для судебного ведомства по закону 20 мая (ст. 295, 2952, 296 УСУ).


[1] Скорость разбирательства есть общая обязанность судебных установлений; соблюдение ее Сенат особенно рекомендует для мировых установлений по делам о нарушении уставов пожарного и строительного; для судебных установлений она имеет преимущественное значение по делам арестантским.

[2] Явка в заседания обязательна для всех лиц, приглашаемых к судебной деятельности. Из них не состоящие на службе за неявку или отлучку без законных причин подвергаются мерам судебного понуждения, каковы денежные взыскания, налагаемые на присяжных заседателей (ст. 651-653 УУС); лица же, состоящие на службе, подлежат за это дисциплинарной ответственности.

Последняя распространяется и на почетных мировых судей, которые по установленной съездом очереди должны посещать заседания съезда, от чего их могут освободить только законные причины неявки, до сведения съезда своевременно доведенные. Если неявка имела последствием отсрочку заседания, то виновные обязаны покрыть и происшедшие от того убытки.

[3] Ст. 723 Устава о службе гражданской запрещает для всех служащих безбожное житие, пьянство, ложь и обманы, предписывая добродетели и похвальное любочестие. Ст. 2952 УСУ в редакции закона 20 мая 1885 г. объявляет недостойными судьи все предосудительные и противные нравственности поступки.

Иван Фойницкий

Иван Яковлевич Фойницкий — известный российский учёный-юрист, криминолог, ординарный профессор, товарищ обер-прокурора Уголовного кассационного департамента Правительствующего сената. Тайный советник.

You May Also Like

More From Author