Наука государственного права

В науке государственного права, как и во всякой другой юридической науке в обширном смысле этого слова, есть три различных элемента. Юридические нормы можно изучать с точки зрения исторического их возникновения и развития. Так изучает их история права.

Можно далее изучать юридические нормы, существующие в известном государстве в данный момент, выяснять их содержание, раскрывать общие начала, лежащие в основе их, зависимость их между собой и сводить их в одну общую систему. В этом заключается догма права, или юридическая наука в тесном смысле этого слова.

Можно, наконец, подвергать право критической оценке с точки зрения соответствия его потребностям данного общества; можно строить идеальные нормы не в смысле пригодности их для всех народов и времен, а в смысле пригодности для данного общества данной эпохи. Это составляет задачу политики права (не в практическом, а в теоретическом значении слова).

Эти три научных метода нужно строго различать, чтобы не смешивать при изучении права различных вопросов. Государствоведы прежнего времени часто грешили этим смешением, например, разрешали догматический вопрос о содержании той или другой нормы в зависимости от критической оценки этого содержания.

Нельзя, конечно, обособить совершенно догму права от истории и политики права и, излагая право догматически, не касаться его истории и его соотношения с потребностями и идеалами общества. Но всегда нужно помнить о принципиальном различии этих точек зрения. Главным предметом последующего изложения являются основы догмы государственного права.

Затем в науке государственного права различается “общее государственное право” и “особенное государственное право”.

Под “особенным государственным правом” разумеется изучение права того или другого отдельного народа; под “общим государственным правом” публицисты XVIII в. и отчасти середины XIX в. разумели естественное право, систему идеальных норм.

В настоящее время эта точка зрения оставлена – такого идеального права, пригодного для всех народов и времен, современная наука не признает. Но фраза “общее государственное право” употребляется, хотя под ней подразумевается нечто иное.

Дело в том, что хотя существует лишь право, особое для каждого народа, но это особое государственное право современных культурных государств обладает в значительной мере внутренним сродством. Благодаря сходным историческим условиям и взаимному влиянию народов, сознательному или бессознательному, существуют известные общие принципы, одинаковые для всех современных культурных народов.

Изучение этих общих принципов и составляет предмет “общего государственного права”, или “общей теории государственного права”. Из сказанного видно, что “общее государственное право” не есть что-либо принципиально отличное от права каждого отдельного народа; это лишь известные общие вопросы, которые решаются для всех этих народов одинаковым образом.

Мы можем говорить об юридической природе государства, о суверенитете, о государственных органах, оставаясь в пределах русского государственного права, но об этих же принципах можно говорить и отвлеченно, не стоя специально на почве какого-либо отдельного положительного права.

И так как одни и те же общие начала встречаются в государственном праве каждого народа, то их удобнее выделить в одну дисциплину, служащую общим введением к изучению конституционного права современных культурных государств.

Еллинек. Общее учение о государстве, гл. I-II; Дайси. Основы государственного права Англии: Введение; Орландо. Принципы конституционного права, 1907 г., стр. 14-24; Алексеев. Русское государственное право, §§ 5-7;

Лазаревский. Лекции по русскому государственному праву, т. I, изд. 2-е, §§ 1-2; Гессен. О юридическом направлении в государственном праве (Журн. Мин. Юст., 1897 г., №№ 3, 6); О науке права (сборник «Введение в изучение социальных наук», под ред. Кареева, 1903 г., стр. 107-145).

You May Also Like

More From Author