Объективная и субъективная сторона в праве

Thon. Rechtsnorm und subjectives Recht. Bierling. Zur Kritik der juristischen Grundbegriffen. В. II. 1883; Thol. Einleitung in das deutsche Privatrecht. Binding. Die Normen und ihre Ubertretungen. В. II. 1872.

Определяя человеческую деятельность, юридические нормы придают существующим между людьми отношениям особый характер, превращая их из фактических отношений в юридические.

Раз человек руководится в своей деятельности юридическими нормами, его отношения к другим людям определяются не тем, что представляется ему фактически возможным в каждом отдельном конкретном столкновении с ними, а тем, как разграничивает их интересы право.

Определяемые юридическими нормами взаимные отношения людей слагаются из соответствующих друг другу и друг друга обусловливающих права и обязанности.

Разграничивая сталкивающиеся интересы, юридическая норма, во-первых, устанавливает пределы, в которых данный интерес может быть осуществляем — это право, во-вторых, установляет в отношении к другому сталкивающемуся с ним интересу соответственные ограничения — это обязанность. Отношение, слагающееся из права и обязанности, и есть юридическое отношение.

Таким образом, существование права выражается не только в существовании юридических норм, но также и в существовании юридических отношений. Юридические нормы и юридические отношения — это две различные стороны права: объективная и субъективная.

Юридические отношения называются правом в субъективном смысле, потому что право и обязанность составляют принадлежность субъекта. Без субъекта они существовать не могут: и право и обязанность должны непременно быть чьи-нибудь. Напротив, юридические нормы не стоят в таком отношении к субъекту.

Они имеют более общий и более отвлеченный характер, они не приурочены к определенному субъекту и потому, в противоположность юридическим отношениям, называются правом в объективном смысле.

Нам и следует теперь обратиться к рассмотрению особенностей каждой из этих сторон права, объективной и субъективной, и их взаимного соотношения. Мы начнем при этом с права в объективном смысле, так как субъективная сторона представляется обусловленной объективною, и к тому же объективная сторона права, как более абстрактная, легче поддается анализу.

Необходимо, однако, оговориться, что в исторической последовательности не объективное право предшествует субъективному, а наоборот субъективное — объективному. Историческое развитие всегда начинается с частного, а не с общего.

Поэтому раньше создаются отдельные субъективные права, а уже потом общие регулирующие их нормы. Прежде чем слагается понятие об единой общей Фемиде, верят в существование множества отдельных частных Фемид, представляющих собою решения отдельных случаев.

Древний суд не применяет уже существующей общей нормы к частным случаям, а для каждого частного случая творит новое право и только путем постепенного и медленного обобщения этих частных решений слагаются со временем и общие правила, представляющие к тому же первоначально весьма невысокую степень обобщения, являющиеся дробными, казуистическими правилами.

Но как бы то ни было, раз общие юридические нормы сложились, они уже необходимо обусловливают собою субъективные права. Определение каждого отдельного субъективного права получает при этом характер силлогистического заключения.

Юридическая норма выполняет роль большой посылки; данное фактическое отношение людей, выражающее столкновение регулируемых нормой интересов, — роль малой посылки, а определение соответствующих прав и обязанностей есть заключение.

Николай Коркунов https://ru.wikipedia.org/wiki/Коркунов,_Николай_Михайлович

Николай Михайлович Коркуно́в — русский учёный-юрист, философ права. Профессор, специалист по государственному и международному праву. Преподавал в Санкт-Петербургском университете, Военно-юридической академии и других учебных заведениях. Разрабатывал социологическое направление в юриспруденции.

You May Also Like

More From Author