В начале курса, говоря о государстве не со специально юридической, а с общей, социологической точки зрения, мы определили его как территориальный союз, обладающий самостоятельной властью, и, вместе с тем, указали, что основными элементами этого понятия являются: 1) совокупность людей – народ; 2) известная территория, занимаемая этими людьми и 3) власть.
Теперь мы определили государство юридически, как субъект права – личность. Нам нужно выяснить, в каком взаимном отношении находятся эти два понятия государства, какое значение имеют элементы первого определения, с точки зрения второго определения, т.е. с точки зрения юридической. Начнем с населения как главного элемента государства.
Люди, которые входят в состав государства, прежде всего являются субъектами, с которыми государство связано известными юридическими отношениями. Раз государство есть субъект прав, то это предполагает наличность других субъектов, по отношению к которым оно имеет права и обязанности.
Такими субъектами и являются люди, населяющие государственную территорию. Государство имеет по отношению к ним права и обязанности точно так же, как и они по отношению к государству.
Как субъекты обязанностей по отношению к государству они называются подданными (subditi, subjets, Unterthane), как субъекты прав по отношению к нему – гражданами (cives, citoyens, Staatsburger), так что слова “гражданин” и “подданный” выражают две стороны одного и того же понятия.
В широком смысле слова подданными, или гражданами, являются все лица, находящиеся на государственной территории: все они подчиняются государственной власти и стоят в юридических отношениях с ней, не исключая и иностранцев, живущих в пределах государства.
Но из всей массы граждан в этом широком смысле слова выделяются подданные, или граждане в собственном смысле слова; они стоят по отношению к государству в более тесных отношениях, чем остальные жители государственной территории, и имеют такие права и обязанности, каких не имеют эти последние.
К подданным в тесном смысле слова не относятся прежде всего иностранцы, т.е. подданные другого государства, пребывающие на государственной территории (их называют “временными” подданными, subditi temporarii). Юридическое положение их существенно отлично от положения подданных в собственном смысле слова.
Иностранец подчиняется государству и имеет публичные права по отношению к нему только потому, что он находится на государственной территории и лишь до тех пор, пока он на ней находится. Подданный же в тесном смысле соединен со своим отечеством постоянной личной связью, которая не прекращается и при временном пребывании его за границей.
Из этой связи вытекает для него обязанность вернуться на родину по требованию отечественной власти и право на дипломатическую защиту ее от нарушающих его права действий местной власти. Юридическое отличие подданного от иностранца обнаруживается, далее, и во время пребывания первого в пределах отечества.
Хотя в современных культурных государствах различия в правовом положении подданных, с одной стороны, и иностранцев, с другой, постоянно уменьшаются, но можно указать права и обязанности, и в настоящее время почти повсюду принадлежащие исключительно подданным.
Сюда относятся так назыв. политические права (права участия в осуществлении государственной власти), как, например, избирательные, а также право пребывания на государственной территории (в смысле неприменимости к собственным подданным высылки за границу, меры, еще допускаемой современным правом относительно иностранцев), из обязанностей же – воинская повинность.
Та самостоятельная связь человека с государством, которая называется подданством, устанавливается: 1) рождением; 2) для женщин – браком; 3) натурализацией или укоренением, т.е. принятием в число подданных данного государства.
По общему правилу, все жители государственной территории, кроме иностранцев, являются подданными, или гражданами в тесном смысле слова. Но в некоторых государствах постоянное население известных частей территории занимает особое правовое положение, отличающееся от положения граждан и в некоторых отношениях сходное с положением иностранцев.
В такое положение по необходимости ставятся племена, стоящие на совершенно иной ступени культуры, чем остальное население, и потому не могущие жить общей с ним политической жизнью, как, например, некоторые индейские племена в Северной Америке, туземцы в Австралии.
Фактическое основание различия между подданными, или гражданами в тесном смысле этого слова, и остальным населением лежит в действительном или предполагаемом участии первых в той коллективной психической жизни народа, которая создает и поддерживает государство.
Подданные, в тесном смысле слова, участвуют в образовании и сохранении той общественной психической силы, на которую опирается государственная власть. Поэтому они являются не только отдельными от государства субъектами, вступающими в юридические отношения с ним, но и членами государства, составными элементами государственной личности. Подданные в собственном смысле входят в состав народа, остальные – только в состав населения государства.
Конечно, нужно сказать, что в этом отношении, как обыкновенно бывает в праве, формальные юридические определения не всегда совпадают с фактическим положением вещей.
Возможно представить, что живущий в стране долгое время иностранец принимает участие в политической жизни страны и фактически входит в состав данного народа: встречаются и, наоборот, лица, лишь числящиеся гражданами того или иного государства, но в действительности ему совершенно чуждые.
Но это неизбежное следствие общего характера юридических норм, которые строятся на презумпциях, оправдывающихся лишь в большинстве, но не во всех случаях действительности. По идее же, гражданин или подданный тот, кто участвует в политической жизни страны, и потому является составным элементом государственной личности.
Еллинек. Общее учение о государстве. гл. XIII. стр. 295-311; Дюги. Конституционное право, гл. I. §§ 21-23; Аффольтер. Основные черты общего государственного права. §§ 6, 8, 9; Коркунов. Русское государственное право, §§ 27-28; Гессен. Подданство, его установление и прекращение 1909 г., гл. I; Curtius Uber Staatsgebiet und Staatsangehorigkeit (Archiv off. Recht, IX); Jellinek. System der offentlichen subjectiven Rechte, стр. 111 и след.; Hacnel Deutsches Staatsrecht. § 12; Bornhac. Allgemeine Staatslehre, стр. 72-84.