Предварительное понятие о государстве

Приступая к изучению государственного права, мы должны установить точное понятие нашего предмета. Как видно из самого словесного обозначения его, оно является плодом сочетания двух других понятий: понятия государства и понятия права. С этими двумя понятиями нам и нужно прежде всего ознакомиться.

Начнем с понятия государства. Что оно такое? Присматриваясь к обычному словоупотреблению, мы видим, что слово “государство” употребляется в различных смыслах.

Иногда словом “государство” обозначается известная территория, определенная часть земной поверхности, когда мы говорим, например, что та или другая река протекает через три государства, слово “государство” употребляется в вышеуказанном значении.

Иной смысл получает то же слово, когда мы говорим: “Все государство разделилось на партии”. Здесь под государством разумеется не территория, а совокупность людей, населяющих известную территорию. Наконец, можно отметить еще третье применение того же термина.

Примерами его могут служить выражения такого рода: “Два государства заключили между собой договор” или “Государство взимает со своих подданных налоги”. В этих случаях мы называем “государством” уже не всю совокупность жителей данной страны, а более тесный круг лиц, управляющих ими и составляющих их правительство.

Итак, слово “государство” употребляется для обозначения и известной страны, и известного населения, и правительства, стоящего во главе населения. Все эти три словоупотребления, хотя и различны, но имеют один общий корень; во всех трех случаях, в сущности, имеется в виду одно и то же понятие, одна и та же идея, но только это понятие обозначается фигурально при помощи указания на один из составляющих его элементов.

И территория, и население, и правительство или власть суть элементы государства, и ни один элемент в отдельности не есть сам по себе государство. Государство по своему существу не есть ни территория, ни совокупность людей, оно не есть вообще какой-либо материальный предмет или собрание таких предметов: оно есть общественное явление и как таковое составляет предмет общественной науки, социологии.

Общественная наука вообще занимается не изучением предметов, существующих во внешнем материальном виде, но исследует отношения между людьми, психические состояния индивидов, обусловленные их взаимным влиянием друг на друга. К этой категории явлений относится и государство.

Ходячее в науке определение государства как народа, занимающего известную территорию и организованного под единой верховной властью, неточно именно в том отношении, что оно не указывает ближайшего высшего понятия (genus proximum), частным видом которого является государство, и подает повод к смешению государства с совокупностью людей, имеющих общее происхождение или говорящих на одном языке.

Государство есть не совокупность людей, а известного рода отношение между ними, известная форма общежития. Чтобы выяснить характер этой формы общежития, нужно сравнить ее с другими формами, иначе говоря, обозначить место государства в ряду других общественных отношений.

Если мы всмотримся во все бесконечно разнообразные формы общения между людьми, то можем разделить их на две главные категории: отношения, основанные на начале взаимности или соответствия интересов, и отношения, основанные на начале солидарности или общности интересов.

К первой категории относятся те большей частью временные и преходящие, нередко случайные и мимолетные отношения между людьми, которые возникают на почве взаимного обмена услуг или благ в силу соответствия различных по существу интересов.

Два лица могут иметь различные интересы, но соответствующие друг другу в том смысле, что осуществление одного из них может быть достигнуто путем осуществления другого, и наоборот.

Например, лицо А ищет квартиру, так как не имеет своего помещения и предлагает за нее известную сумму денег, а другое лицо, Б, напротив, имеет свободное помещение и желает извлечь из него выгоду. В результате А нанимает у Б квартиру.

Здесь интересы двух лиц не тождественны, а различны: один нуждается в квартире, а другой в деньгах, но эти интересы соответствуют друг другу, т.е. могут быть связаны между собой на почве договорных отношений о найме квартиры. То же самое и при личном найме.

Одно лицо ищет работы, другое предлагает работу, и эти два интереса дают почву для известных отношений между работодателем и работником. Из таких бесчисленно разнообразных отношений, возникающих на почве обмена услуг или благ, слагается вся та область жизни, которая называется нами областью гражданского оборота.

Но помимо этого существуют общественные отношения иного рода, основанные на другом принципе. В отличие от первых они обладают обыкновенно (хотя и не всегда) большей продолжительностью, долговременностью. Это – соединения людей, которые связаны не различными, а общими интересами.

Интересы людей могут не только соответствовать друг другу, но в известных пунктах прямо совпадать, и на почве этого совпадения возникают более или менее постоянные соединения, союзы для преследования общих целей. Сюда относятся всевозможные общества, ученые, литературные, художественные, промышленные, торговые и т.д. К этой же категории принадлежат: церковь, община, государство.

Во всех указанных случаях перед нами стоит совокупность людей, имеющих одинаковый интерес и преследующих их сообща, совместной деятельностью. Отношения второго рода, или союзы в тесном смысле слова, лежат в основе всего человеческого общежития, составляя остов его, без которого невозможна совместная жизнь людей.

Общественные союзы можно, в свою очередь, разделить на несколько главных категорий. Прежде всего – на заре человеческой истории мы находим союзы родовые. Общность интересов может вытекать прежде всего из кровного родства, и такие союзы лиц, происходящих от общего родоначальника, являются первичными формами человеческого общества.

Господство родовых и племенных союзов в большинстве случаев соответствует бродячему или кочевому образу жизни и первобытным формам хозяйства, при которых источником существования для людей служат сначала звероловство и рыболовство, а потом скотоводство.

С появление земледелия и оседлой жизни возникает новое основание общности интересов – совместное жительство на одной и той же территории и, вместе с тем, новые формы общения – территориальные союзы. Первичная форма таких союзов – община. К этой же категории относятся такого рода союзы, как город, провинция и, наконец, государство.

Первоначально, когда человечество стояло на более низкой ступени культуры, нежели теперь, все формы общения между людьми ограничивались этими двумя видами, но с течением времени у людей стали возникать общие интересы, не связанные с чисто внешними, не зависящими от воли личности фактами, каковыми являются происхождение и местожительство.

Являются общие цели, не зависящие от этих двух первоначальных условий, а вместе с ними и третья категория союзов, которые могут называться свободными, или личными, союзами. Они отличаются тем, что вступление в эти союзы и выход из них совершенно свободны, так как самое участие в союзе зависит не от внешних фактов, а только от свободной человеческой воли.

Таково громадное большинство союзов и обществ, с которыми мы встречаемся теперь в повседневной жизни. Сюда относятся промышленные и торговые товарищества, акционерные компании, литературные и художественные общества, наконец, те союзы, которые в последнее время приобретают все более и более важное значение в общественной жизни и местами пытаются даже конкурировать с государством – союзы профессиональные. Свободным личным союзом, по крайней мере, по своей идее, являются и церковь, и вообще всякого рода религиозные общества.

Союзы всех категорий основаны на общем интересе, на совместной деятельности для достижения общих целей. Не нужно, однако, думать, что люди всегда ставят эти цели совершенно сознательно и сознательно их преследуют. В первоначальных формах территориальных и племенных союзов общественная деятельность направляется на общие интересы бессознательно, инстинктивно.

Но, тем не менее, и здесь общность интересов является основой существования союза. Преследование общих целей требует известного согласия в деятельности лиц, известного единодушия. Такое единодушие может осуществляться без всяких особых мер, направленных к его достижению, естественным образом.

Это именно происходит в первобытных формах общения, где потребности в высшей степени не сложны, элементарны и однородны, где поэтому нет резкого противоположения между личными и общими интересами и личность совершенно не выделяется из окружающей среды.

Такую первобытную гармонию личности и общества можно наблюдать среди некоторых племен дикарей. Но как только, по мере развития потребностей, появляется противоположность различных интересов, первобытное естественное единодушие оказывается недостаточным; оно не может обеспечить согласной деятельности на общую пользу.

Тогда уже требуется известная искусственная объединяющая организация, и эта организация совершается в форме власти и подчинения. Организация предоставляет руководство общей деятельностью определенным лицам, которым подчиняются остальные. Такие союзы, где существуют власть и подчинение, называются организованными.

Если союз является свободным, как личная ассоциация, если вступление и выход зависят от свободной воли каждого, то и подчинение власти союза носит добровольный характер. Власть не связывает личность безусловно и принудительно, ибо каждый член союза может выйти из него и тем уклониться от подчинения его власти.

Но власть носит другой характер в тех союзах, которые создаются фактами, не зависящими от свободного выбора человека, в союзах родовых и территориальных. Члены такого союза, например, территориального, не могут свободно выйти из его состава. Пока они живут на данной территории, они должны волей-неволей подчиняться власти союза и поэтому власть такого союза является принудительной.

К территориальным союзам относится и государство. Оно, однако, не есть единственный территориальный союз; существуют и другие союзы того же типа, как-то: сельская община, город, провинция.

Так, все живущие в Москве лица входят в состав территориального союза, который называется городом Москвой, или Московской городской общиной, и подчиняются принудительной власти этого союза, например, тем обязательным постановлениям относительно уличного движения, которые издаются Московской городской думой.

Вместе с тем они же являются членами и более обширного территориального союза – Российской империи, и из этих двух союзов мы только последний (Российскую империю) признаем государством, первый же (г. Москву) называем не государством, а городской общиной.

В чем же различие между государством и другими территориальными союзами, которые можно назвать “общинами” в обширном смысле этого слова? Всего удобнее будет выяснить это различие именно на приведенном нами конкретном примере. Город Москва, точно так же, как и Российская империя, есть территориальный союз, обладающий принудительной организацией и вытекающей из нее принудительной властью.

Но между этими двумя союзами есть существенная разница, заключающаяся в том, что организация московской городской общины не создана самими членами этой общины, не зародилась внутри самого городского союза, а установлена высшим союзом, в состав которого входит Москва, – Русским государством; и источник принудительной власти органов городского общества лежит не в самом этом обществе, а вне его, в государственном законе, который устанавливает пределы этой власти.

Напротив, организация и власть Русского государства зародилось не вне его, не дана каким-либо другим высшим союзом, а образовались внутри самого государственного союза. И это различие не есть специфическая особенность России, где входящие в состав государства низшие территориальные союзы пользуются сравнительно малой свободой.

Мы наблюдаем то же и в западных странах, где общины гораздо свободнее: напр., город Лондон в Англии управляется на основании организации, которая установлена не самими жителями Лондона, а жителями всей Англии в лице их представителей.

Другими словами, везде государство обладает самостоятельной организацией и властью, тогда как организация и власть других территориальных союзов является несамостоятельной производной. Итак, мы можем определить предварительно государство как территориальный союз, имеющий самостоятельную организацию и обладающий самостоятельной (непроизводной) властью.

Еллинек. Общее учение о государстве. Изд. 2-е, 1908 г.. кн. 2, главы 5 и 6; Алексеев. Русское государственное право. Т. I. Изд. 5-е, §75; Коркунов. Русское государственное право. Т. I, Изд. 6-е, §1; Haenel. Deutsches Staatsrecht. §9; Meyer-Anschutz. Lehrbuch des deutschen Staatsrechtes. 1905 § 1; Schmidt Allgemeine Staatslehre. I. 1901. Стр. 116-166.

You May Also Like

More From Author