Состав преступления

Отделив понятие преступление от чуждых ему элементов, мы должны вдуматься в состав, в существо преступления, т. е. в необходимые его условия. Некоторые, рассуждая об этом предмете, рассматривают преступление по отношению к лицу (субъекту), предмету, средствам деяния и самому деянию. Мы последуем более простому делению.

Преступное деяние наравне с деянием вообще имеет две стороны, духовную и материальную т. е. внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сторона каждого деяние имеет два существенные условия, волю и знание; внешняя же сторона – деяние и последствие.

Для изучение этих условий мы проследим развитие или историю преступления, начиная с его зародыша в мысли до окончательного проявления в последствии. Судопроизводство следит ход преступления в обратном порядке, т. е. начинает с действительности, и после переходит во внутреннюю сферу: сначала рассматривает внешние следы деяния, a потом связь его с волей преступника.

Название corpus delicti, которому соответствует термин состав преступления, употреблялось до второй половины XVIII столетия в процессуальном значении.

Первоначально оно означало тело убитого; после же – собрание внешних материальных следов преступления (напр., в краже со взломом – повреждение дверей и окон, поддельные ключи и другие орудия, оставленные виновными, следы колес повозки, на которой они приехали); потом – собрание всякого рода улик, свидетельствующих о совершении преступления (напр. показания ограбленного и свидетелей и проч.).

С конца ХVII века, рядом с процессуальным образовалось в Германии и чисто уголовное понятие corpus delicti (Thaibestand des Verbrechens) в смысле существенных условий т. е. состава преступления.

Немецкие ученые ввели различные деления состава преступления, в смысле чисто уголовном. Этот состав может быть общий или особенный. Первый заключает в себе черты, общие всем преступлениям, без которых никакое преступление не мыслимо.

Особенный состав преступления состоит из условий, свойственных данному преступлению и отличающих оное от других. Оба эти понятия – отвлечены, ибо в действительности они воплощаются в один данный факт. Отличают еще особенный состав юридический и фактический.

Первый состоит из тех необходимых черт данного преступления, которых наличность или отсутствие дает деянию или отнимает у него характер того или другого преступления; фактический состав состоит из тех изменчивых, несущественных черт, которые, составляя физиономию данного случая, могут быть заменены другими без нарушения юридического существа преступления.

Положим, что A переломил B руку палкой. Юридический состав преступления состоит здесь в нанесении неизлечимого увечья. Что переломлена рука, a не нога, или что не выколот глаз; что увечье причинено палкой, a не железом; что деяние совершено в комнате, a не на улице, или в саду: все эти обстоятельства не имеют никакого влияния на юридический характер преступления и принадлежат к его фактическому составу.

Разделение состава преступления на субъективный и объективный соответствует нашему воззрению, ибо основывается на различии внутренней и внешней стороны преступления. На каждой из этих сторон находятся существенные условия преступления. Внутренняя сторона есть душа внешней, – семя, из которого развивается последняя.

Первая заключает в себе то, что таинственно происходит в глубине души виновника, что недоступно нашим чувствам; вторая – движения тела, действия внешние и их последствия. Понятие соотношения обеих этих сторон состоит в связи с самыми важными вопросами уголовного права: что и как должно наказывать?

Это соотношение равным образом как и эти вопросы были различно понимаемы. Если уголовное право должно служить только полезному, то тогда следует дать перевес внешней стороне. Напротив того, если задача уголовного права состоит в осуществлении справедливости, то тогда перевес будет на внутренней стороне.

Первый из этих двух взглядов составляет отличительную черту относительных теорий (за исключением теорий исправления преступника), второй – теорий абсолютных. Оба эти воззрения односторонни.

Когда уголовное право составляло часть гражданского или частного права, когда преступление означало обиду или вред, причиненный индивиду; в это время исключительно или преимущественно, при определении виновности, обращали внимание на внешнюю сторону (объективное воззрение).

С установлением понятия, что преступление есть нарушение порядка в государстве, более и более стало выдвигаться наружу воззрение субъективное; и тогда начали более обращать внимание на внутреннюю сторону преступления.

You May Also Like

More From Author