Можно ли построить международное право на суверенитете государств? Что такое международное общение? Определение права международного общения. Необходимость международного общения вытекает из цели государства. Международное общение не уничтожает индивидуальности народов. Свободный союз государств. Идеальный порядок международных отношений.

Большинство представителей международного права до настоящего времени держится еще того взгляда, что права и обязанности, принадлежащие государствам в области внешних отношений, имеют своим единственным основанием суверенитет, взаимную самостоятельность и независимость государств.

Мы отказываемся от этой точки зрения, ибо логически она приводит к неразрешимой правовым образом коллизии законодательств и интересов отдельных народов.

Идея государственного суверенитета указывает только на то, что государство есть самобытная юридическая личность; она не даст возможности выяснить, в каких отношениях государства находятся друг к другу, какие обязанности и права соединяют их между собой.

С точки зрения самодержавия государства понятна вражда и неприязнь, которые обыкновенно разделяют существующие замкнутые в себя народы. Но нельзя представить себе в подобном первобытном состоянии ни одно современное цивилизованное государство.

“Постоянные сношения, в которых находятся образованные народы, заставляют последних взаимно ограничивать безусловное применение своего самодержавия ради достижения общими силами тех благ, которые выходят за пределы средств или ведомства территориальной государственной власти.

Другими словами, необходимость мирной и устроенной международной жизни государств вытекает из необходимости их международных сношений и оборотов; порядок и право в этой области зиждутся на международном общении, а не на суверенности государств.

Международное общение есть свободный союз государств для достижения общими действиями полного развития своих сил и удовлетворения своих разумных потребностей. Совокупность юридических норм, определяющих осуществление идеи международного общения, составляет право международного общения; это есть международное право[1].

Международное общение необходимо ввиду цели государства. По своему разумному назначению государство должно способствовать всем своим могуществом всестороннему развитию своих подданных. Ни одно государство не будет иметь все средства исполнить это свое призвание, ограничиваясь только сферою внутренней своей жизни.

Для возможного полного преуспевания, собственного и своих граждан, государства должны входить в сношения друг с другом, искать недостающие им средства в пределах чужих владений и с своей стороны оказывать помощь каждому народу в достижении им его законных целей.

В осуществлении своих жизненных задач государства зависят друг от друга. Степень их взаимной зависимости определяется степенью их культурного развития и гражданственности.

Чем многосложнее и разнообразнее потребности народа, тем более он нуждается в международных сношениях: чем лучше государство сознает свою цель, тем деятельнее будет поддерживать международные обороты. Только в международном общении государства могут осуществить одушевляющую их идею и жизненное свое назначение.

Вступая в международные сношения, каждое государство естественно представляет самостоятельные интересы, правовые понятия, нравственные воззрения, вообще культуру своего народа. Оно входит в общество государств со всей совокупностью тех присущих ему особенных черт, в которых выражается его внутренняя, личная национальная жизнь.

Международное общение не уничтожает индивидуальность народов. Напротив, именно здесь они приходят к сознанию своих особенностей, своей национальной самобытности. Подобно тому как отдельное физическое лицо только в обществе с другими лицами проникается пониманием свойственных ему личных способностей и сил, так конкретный народ получает средства самопознания в международном общении.

Путем постоянных сношений с другими народами он приходит к уразумению своего индивидуального характера, своих сил, своих недостатков, своих законных потребностей и средств к их удовлетворению, словом, вполне вырабатывает свою личность[2].

Поэтому, рассматривая государства, как субъектов международного права, не отдельно, самих по себе, отвлеченно, но в общении друг с другом, как членов “международного союза” или “международной ассоциации”, мы не приписываем этому общению характера всемирного государства (Weltstaat или civitas maxima Вольфа).

Международное общение есть свободное общество народов, соединенных солидарностью известных своих интересов и стремлений. Оно не только не отменяет, но дает высшую санкцию независимости отдельных государств.

Без существования международного общения такие государства, как Бельгия, Швейцария, Голландия или Дания, были бы немыслимы. Незначительные в политическом отношении, они не сохранили бы национальной независимости от посягательств великих держав.

Если же в настоящее время они признаются полноправными членами международного общества, а Швейцария и Бельгия даже объявлены вечно нейтральными, то, без всякого сомнения, потому, что современные образованные народы сознают себя членами единого международного общения, в котором все они одинаково нуждаются для полного развития своей самоличности.

По своему существу это общение ничем не отличается от всякого другого человеческого общества: оно основывается на соединении государством собственной своей цели с пользой и интересом других государств.

С этой точки зрения, все члены международного союза самостоятельны и равноправны. Идеальный порядок их взаимных отношений установится тогда, когда каждый народ будет проникнут убеждением, что международное общение существует для государства и государство для международного общения.


[1] Mohl. Die Pflege der internationalen Gemeinschaft als Aufgabe des Völkerrechts. (Staatsrecht, Völkerrecht und Politik, Bd. I, S. 579 ff.) – Kaltenborn. Kritik, S. 298. Van Kriecken. Ueber Die Begriffe Gesellschaft, Gesellschaftsrecht und Gesellschaftswissenchaft. (Grünhnt’s Zeitschrift, 1883, S. 34-74).

Jellinek. Die Lehre von den Staatenverbindungen. Wien, 1882, S. 91 u. flg. Особенного внимания заслуживают соображения этого автора о международном общении. Срав. также Zaleski. Zur Geschichte und Lehre der internationalen Gemeinschaft. Dorpat 1866. Капустин. Международное право, §§ 5-9. Welzhofer. Der eurpoäische Völkerverein. Seine Entwickelung und Zukunft. Berlin. 1897.

[2] Срав. Treitschke. Gesellschaftswissenschaft, S. 68. – Каченовскій. Курс международного права, I, стр. 13 и след.

error: Content is protected !!