Международные свойства государств. Определение. а) Суверенитет. Объем его в международных отношениях. Его необходимость. b) Дееспособность. Правоспособность государств совпадает с дееспособностью. Полунезависимые государства. Их международная ответственность. Случаи из практики. с) Равноправность. Вывод ее из понятия о международном общении и ее практическое значение. Слова Сомнера. Мнение Функ-Брентано и Сореля и Лоримера. Фактическое неравенство государств. «Великие державы». Свобода внутреннего управления.

Под международными свойствами государств мы понимаем присущие государствам качества, без которых они немыслимы в области международных отношений и на которых основываются взаимные их права.

Такими основными и необходимыми их свойствами являются: 1) суверенность, 2) дееспособность и 3) равноправность. Все три принадлежат каждому государству, участвующему в международном общении, и предполагаются этим общением.

a) Суверенитет. В суверенитете или верховенстве выражается независимость государства как в сфере внутреннего управления, так и в международных сношениях.

В области международных отношений суверенитет не имеет того объема, как в государственном управлении.

Различие немедленно обнаруживается, как только государство вступит в сношения с другими народами и пожелает заключать с ними обязательства и пользоваться международными правами: тогда силою вещей оно вынуждено будет делать уступки, уважать законные интересы и права других народов, должно отказаться от безусловного осуществления своего верховенства.

Абсолютное в смысле государственного права, начало суверенитета, определяется в международном общении взаимными отношениями, которые существуют между народами, и ими ограничиваются.

Суверенитет государств есть необходимое предположение их международной личности: правовые отношения могут установиться только между государствами, автономными во внутреннем управлении и независимыми (в указанной выше степени) во внешней своей деятельности.

Полунезависимые государства являются аномалией. Народ, утративший свое верховенство, подчиняется действию не международного, но государственного права, и наоборот, общение, которое приобрело суверенитет, становится субъектом международного права[1].

b) Дееспособность. Государство, как международная личность, должно изъявлять свою волю и действовать. Без дееспособности государство не может ни руководить сношениями своего народа, ни вступать в соглашения с другими государствами, ни осуществлять задачи международного управления.

Правоспособность государств совпадает с их дееспособностью. Раз государство образовалось и признано членом международного общения, оно не может быть недееспособным. Ограничивающие дееспособность возрастные сроки неприменимы к государствам.

Исключения составляют полунезависимые государства, которые напоминают своей ограниченной дееспособностью физических лиц, находящихся под опекой или попечительством.

Таково, например, положение египетского правительства, контролируемого в финансовых делах особо назначенным английским советником финансов, или тунисского бея, дипломатические сношения которого, на основании договора с Францией 12-го мая 1881 г., должны происходить при посредстве аккредитованного при бее французского министра-резидента.

Логика и справедливость требуют, чтобы такие несамостоятельные государства ответствовали за свои действия перед иностранными правительствами настолько, насколько свободна их дееспособность.

За действия правительства египетского хедива или тунисского бея должны в известной степени отвечать европейские державы, под попечительством которых они находятся.

Мнение это отчасти подтверждается и практикой. Когда в 1871 г. известный строитель железных дорог, Струсберг, заключив с румынским правительством договор о перестройке дорог, не получил ее вследствие неутверждения контракта палатой румынской, то обратился с жалобой к князю Бисмарку, который сделал по этому делу представление не только Бухарестскому кабинету, но и Порте, доказывая, что она отвечает за действия своего вассального государства.

С этой же точки зрения смотрело наше правительство на ответственность Порты за пиратство подданных Варварийских владений и Аккерманской конвенцией 1826 г. формально обязало турецкое правительство к уплате вознаграждения тем Русским, которые пострадали от этих пиратов.

c) Равноправность. Подобно тому как отдельные лица, граждане, равны перед законом, так независимые государства равны перед международным правом: все они имеют определенные основные права, которыми могут пользоваться и которые должны быть взаимно уважаемы.

Равноправность государств вытекает из понятия о международном общении; в этом смысле она есть “теоретическое” начало. Но было бы несправедливо не признавать за нею никакого практического значения и отрицать положительные ее основания.

Принцип равноправности государств прекрасно сформулирован североамериканцем Сомнером в заседании Вашингтонского сената 23 марта 1871 г. Вот его слова: “Не подобает совершать против маленького и бессильного народа то, что мы не решаемся сделать народу великому и могущественному и что мы не допустили бы предпринять против нас самих”[2].

Общение, соединяющее современные образованные народы, требует, чтобы они признавали взаимные равные права.

Если равенство между ними не всегда уважается на практике, то этим не колеблется сила принципа. Практическое воззрение Функ-Брентано и Сореля, которые говорят, что «помимо случаев, когда равенство государств действительно находит применение, оно есть пустое слово»[3], опровергается фактом международного общения, немыслимо без равноправности его членов.

Неосновательно также мнение Лоримера, который видит в принципе абсолютного равенства прав и обязанностей государств начало ложное в теории и неосуществимое или бессмысленное на практике; как известно, он построил оба свои проекта международной организации на принципе «фактического неравенства» государств[4].

Но юридическое начало равноправности членов международного общения вовсе не исключает фактического их неравенства – неравенства по могуществу, количеству населения, богатству и пр.

Частные лица точно так же должны быть равны перед законом; гражданское равенство есть великое “теоретическое” начало, завоеванное европейской цивилизацией; но не все частные лица имеют одинаковую возможность пользоваться своими законными правами, применять их.

Так и государства “великие”, могущественные обладают большими средствами осуществлять свои права, нежели маленькие и бессильные. Но из этого не следует, что первые могут по праву предписывать законы бессильным народам.

Притязания некоторых государств называться “великими державами” представляются, с точки зрения международного права, ни на чем не основанными, хотя это название признается за ними ввиду особенного их политического могущества и международного значения.

Но во всяком случае ничем не могут быть оправданы попытки этих государств распоряжаться судьбой остальных, вмешиваться в их внутренние дела и управлять их международными интересами[5]. Из принципа равноправности такое вмешательство не вытекает, ибо он не требует, чтобы все государства имели одинаковые порядки и осуществляли свои международные права “одинаковым образом”.

Государство свободно в сфере внутреннего управления и может предоставлять на своей территории более прав своим подданным, нежели иностранцам, может даровать большие преимущества подданным одних государств сравнительно с другими.

Наконец, начало равенства между государствами не отменяет установленных международной практикой и в особенности постановлениями Венского и других конгрессов XIX в. ранга и титулов государств и их представителей, которые, впрочем, не обещают их обладателям никакой власти в международных отношениях.


[1] Срав. Jellinek. Staatenverbindungen, S. 16 u. fig.

[2] Bluntschli. Völkerrecht, § 81. Calvo. Droit international, t. I, p. 386.

[3] Funck-Brentanо et Sorel. Précis du droit des gens, p. 401.

[4] Lorimer в Revue de droit International, 1877, p. 165. Впрочем, менее резко выражается это мнение почтенным профессором Эдинбургского университета в его Law of Nations, t. I, p. 105 etc.

[5] На основании протокола, подписанного в Троппау 19 ноября 1820 г., уполномоченные трех северных великих держав объявили, что “союзные державы” (т.е. Австрия, Россия и Пруссия) исключат из Европейского союза всякое государство, которое во внутреннем своем устройстве вследствие “мятежа” подверглось бы изменениям. См. мое “Собрание трактатов”, т. IV, ч. 1, N 122. Ср. Lawrence. Essays on some disputed questions in modern Int. Law., p. 191 etc.

You May Also Like

Ранг и титулы государств – их признание. Примеры. Пререкания и роль пап. Распоряжение Юлия II (1504 г.). Современное право. Религиозные титулы. Королевские почести. Императорский и королевский титулы: несостоятельность мнения Блюнчли. Полунезависимые государства. Взаимные сношения и морские салюты. Соглашения о ранге. Изменение формы правления.

2) Государственная территория уменьшается. Влияние этого факта на международные обязательства государства. Примеры. Причины уменьшения территории. Междоусобная война. Вмешательство нейтральных держав. Условия признания независимости восставшей области. Послание президента Гранта 1875 г. Отношение Вашингтонского правительства к восстанию в Венгрии 1849 г. Случай из дел Государственного архива 1811 г. Юридические последствия отделения части территории: преемство в обязательствах личных и местных.

More From Author

Ранг и титулы государств – их признание. Примеры. Пререкания и роль пап. Распоряжение Юлия II (1504 г.). Современное право. Религиозные титулы. Королевские почести. Императорский и королевский титулы: несостоятельность мнения Блюнчли. Полунезависимые государства. Взаимные сношения и морские салюты. Соглашения о ранге. Изменение формы правления.

2) Государственная территория уменьшается. Влияние этого факта на международные обязательства государства. Примеры. Причины уменьшения территории. Междоусобная война. Вмешательство нейтральных держав. Условия признания независимости восставшей области. Послание президента Гранта 1875 г. Отношение Вашингтонского правительства к восстанию в Венгрии 1849 г. Случай из дел Государственного архива 1811 г. Юридические последствия отделения части территории: преемство в обязательствах личных и местных.