Органическая связь науки международного права с прочими частями юриспруденции: I) гражданским и уголовным правом; II) правом общественным; III) государственным; IV) международное право и политика; правильное их соотношение; V) дипломатия.

Положение, которое занимает наука международного права среди других юридических и политических наук, определяется ее предметом, задачею и целью. Международное право служит выражением и санкцией общения, существующего между всеми сторонами индивидуальной жизни образованных народов.

Соответственно этому наука международного права, при полной своей самостоятельности, связана органически с прочими отделами юриспруденции, имеющими своим предметом правовую частную, общественную и государственную жизнь[1].

I. Без всякого сомнения, международное право отличается по содержанию от гражданского и уголовного права. Но при современном развитии международных сношений, как гражданское, так и уголовное право находят свою высшую охрану в международном праве.

Действительно, кодексы и уложения, определяющие частные правоотношения, недостаточны, чтобы гарантировать уважение к правам отдельных лиц и судебную их охрану за пределами данной страны.

Для этого необходимо взаимное признание государствами обязательной силы иностранных законов в пределах своих территориальных границ. Таким образом, международное частное право является необходимым дополнением гражданского права каждого цивилизованного государства.

Точно так же современные правительства вполне сознают, что юридический порядок внутри государства зависит в значительной степени от того уважения, которое находят действующие в нем уголовные законы со стороны других государств.

Ради обеспечения внутреннего порядка и безопасности они вступают в соглашения о взаимной выдаче преступников и содействуют друг другу в раскрытии виновных и констатировании факта преступлений. Начала, сюда относящиеся, составляют предмет международного уголовного права.

II. В историческом очерке международных отношений мы старались указать на связь общественной жизни народов с характером международной их деятельности. Если международное общение и внутреннее родство народов основываются на общности социальных их элементов, то понятно, что отношение международного права к общественному праву самое близкое.

Те внутренние законы, которые определяют социальное устройство, взаимные права и обязанности общественных классов и государства, очевидно должны оказывать влияние на право, обеспечивающее социальные интересы каждого народа в области международных сношений.

III. То же самое надо сказать о государственном праве. Внутренние государственные порядки всегда отражаются на порядке, существующем в международных отношениях. Современное положительное международное право нельзя понять, не зная действующего государственного права образованных народов.

С другой стороны, если разумная цель каждого государства заключается в установлении такого порядка внутри страны, который обеспечивал бы всестороннее развитие личных сил и способностей каждого подданного, то эта цель может быть достигнута только путем международных сношений, обменом услуг и взаимною помощью государств, как субъектов международного права.

IV. Рядом с международным правом обыкновенно ставят учение о внешних сношениях государств или политику.

Предмет изучения международного права и внешней политики не одинаков: первое излагает те законы и юридические начала, которыми управляются международные отношения; вторая учит искусству удовлетворения наиболее целесообразными средствами международных интересов, созданных географическим положением, культурным строем или политической жизнью государства.

Отсюда видно, в каком правильном отношении должна стоять внешняя политика к международному праву. Изыскивая надлежащие средства для достижения разумных целей государства в области международных сношений, политика должна прежде всего руководствоваться теми юридическими нормами, которые выставляет международное право, ибо несоблюдение их противоречило бы разумным интересам, ее преследуемым.

Другими словами, международная политика должна быть правомерна, если она действительно желает удовлетворить не эгоистические и честолюбивые интересы, но законные потребности народа, ради которых существует само международное право[2].

V. Наконец, международное право не следует смешивать с дипломатией и правом дипломатии. Дипломатия существенно не отличается от внешней политики, и название ее указывает на то, что лица, посвящающие себя иностранной политике, должны основывать свою деятельность на изучении положительных данных международных трактатов (diploma, дипломов) – регулирующих взаимные отношения государств[3].

Если же дипломатия и дипломатическое право сделались синонимами произвола и хитрости, то благодаря искажению простых и здравых понятий о цели международных сношений и задачах дипломатии, оправдываемых разумом и историей международного права.


[1] Срав. Heffter. Völkerrecht, § 4. Renault. Introduction, p. 27. Каченовский. Курс, § 6. Holtzendorff. Handbuch, S. 47-68.

[2] Срав. Holtzendorff. Principien der Politik, Cap. IV и V. Bluntschli. Politik als Wissenschaft, S. 23 flg. Heffter. Völkerrecht, § 4.

[3] Срав. Kluber. Droit des gens, § 7. Pradier-Fodéré. Cours de droit diplomatique (Paris 1881), t. I, p. 1: „la diplomatie est l’art des négociations”. Только ошибочно определение Прадье-Фодере дипломатического права, как „branche du droit public externe” (p. 3). Право дипломатии не есть часть международного права. См. остроумные замечания Mountague Bernard. Pour Lectures, p. 111 etc.

You May Also Like

Ранг и титулы государств – их признание. Примеры. Пререкания и роль пап. Распоряжение Юлия II (1504 г.). Современное право. Религиозные титулы. Королевские почести. Императорский и королевский титулы: несостоятельность мнения Блюнчли. Полунезависимые государства. Взаимные сношения и морские салюты. Соглашения о ранге. Изменение формы правления.

2) Государственная территория уменьшается. Влияние этого факта на международные обязательства государства. Примеры. Причины уменьшения территории. Междоусобная война. Вмешательство нейтральных держав. Условия признания независимости восставшей области. Послание президента Гранта 1875 г. Отношение Вашингтонского правительства к восстанию в Венгрии 1849 г. Случай из дел Государственного архива 1811 г. Юридические последствия отделения части территории: преемство в обязательствах личных и местных.

More From Author

Ранг и титулы государств – их признание. Примеры. Пререкания и роль пап. Распоряжение Юлия II (1504 г.). Современное право. Религиозные титулы. Королевские почести. Императорский и королевский титулы: несостоятельность мнения Блюнчли. Полунезависимые государства. Взаимные сношения и морские салюты. Соглашения о ранге. Изменение формы правления.

2) Государственная территория уменьшается. Влияние этого факта на международные обязательства государства. Примеры. Причины уменьшения территории. Междоусобная война. Вмешательство нейтральных держав. Условия признания независимости восставшей области. Послание президента Гранта 1875 г. Отношение Вашингтонского правительства к восстанию в Венгрии 1849 г. Случай из дел Государственного архива 1811 г. Юридические последствия отделения части территории: преемство в обязательствах личных и местных.