Важность организации местных судов. Построение их в Англии и на континенте Западной Европы.

Построение суда, долженствующего ведать маловажные дела, есть вопрос величайшей трудности. Такие суды должны быть возможно более доступны населению и поэтому многочисленны; ими удовлетворяется большая часть населения, не приходя или приходя весьма редко в соприкосновение с другими судами. В их руках поэтому неизбежно должны будут лежать интересы огромного числа граждан.

А между тем ввиду необходимой многочисленности таких судов заместить их вполне способными лицами и надлежащим образом вознаградить их государство не в силах; является опасность превратить их в маловажных чиновников правосудия, имеющих над собой множество властей, не представляющих авторитета и доступных самым разнообразным влияниям.

В лице таких мелких и от всех зависимых чиновников была бы унижена вся судебная власть.

Этой опасности избегает английский мировой институт. Корни его лежат в глубокой древности.

Уже в эпохи великого передвижения народов появилась потребность в институтах, которые были бы обязаны ограждать общественное спокойствие. Этой цели служила круговая порука. Ею же вызвано учреждение должностных лиц, обязанных охранять мир общественный.

Еще в саксонский период Англии мы встречаем таких custodis или conservatoris pacis[1], выбиравшихся среди знатнейших лиц местности; верховным хранителем мира был сам король. Однако с должностью „стража спокойствия” не соединялось право суда, и она после завоевания норманнов стала приходить в упадок.

Эдуард III (1327-1377) в самом начале царствования решился восстановить ее для того, чтобы положить конец обуревавшим общество внутренним неурядицам и частым преступлениям.

Статутом 1328 г. постановлено, что в каждом графстве для лучшего поддержания мира будут назначены justices of the peace (мировые судьи) из лиц почетных и уважающих законы; назначение их предоставлено особой комиссии от имени короля, и скоро мировые судьи сделались излюбленным учреждением королевской власти, с успехом разрешившим возложенную на них задачу.

В награду за то их функции все более и более расширялись, так что они успели поглотить все прежде существовавшие местные суды – court leet, судебную власть шерифа и сеньоров.

Мировые судьи назначаются королем. Неоднократно парламент ходатайствовал о предоставлении ему этого права, но короли не соглашались; в юристах, на которых возлагалось хранение мира, они видели существенный оплот своей власти.

Они сделали единственную уступку, обещав кроме легистов (gentlemen of the law) назначать мировыми судьями и почетных местных жителей (knights, esquires) с тем, однако, чтобы в съезде судей непременно присутствовал один из легистов – quorum. Эта уступка имела решительное влияние на позднейшую судьбу института.

Легисты более и более вытеснялись местными землевладельцами, частью потому, что в местном обществе графства они не пользовались достаточным авторитетом, как люди без прошлого, частью потому, что уже Ричард II (в 1391 г.) запретил выдавать мировым судьям жалованье.

Позднейшие статуты со времени Генриха VI (1432-1455) назначают поземельный ценз сперва как желательное, затем как необходимое условие для занятия этой должности, а звание quorum начинают получать почти все мировые судьи, даже не юристы.

Таким образом, должность мирового судьи стала достоянием аристократии графства, джентри, которая весьма добросовестно подготовляется к ней в университетах и иных школах. Каждый достигший 21 года и удовлетворяющий требованиям ценза может, явясь к лорду-лейтенанту, записаться мировым судьей.

Но эта запись дает ему только почетный титул, звание; для получения власти, с этой должностью соединяемой, необходимы особая королевская грамота (writ of dedimus potestatem), имеющая силу на один год, и принесение присяги.

Списки судей, такую власть имеющих, ежегодно объявляются от имени короны; невнесение в список равносильно отобранию грамоты; ее, сверх того, корона может уничтожить и иными способами во всякое время.

Функции мировых судей разнообразны. Как органы охранения мира они имеют право задержания застигнутых при совершении преступления, разгоняют незаконные сборища, преследуют бродяжничество, требуют поручительство от каждого лица, представляющего опасность для общественного спокойствия, принимают иные меры предупреждения преступлений и имеют для этого в своем подчинении всех чинов полиции, которые обязаны в точности повиноваться их распоряжениям.

В качестве органов местного самоуправления они заведывают делами о бедных, раскладывая взимаемые на содержание их налоги, контролируя сборщиков и инспекторов для бедных, постановляя о выселении из графства лиц, не имеющих оседлости; кроме того, они ведают некоторые иные дела местной администрации, например о земских тюрьмах.

Наконец, в качестве судей они имеют значительную судебную власть как по делам гражданским, так и по делам уголовным. Мировые судьи ведают уголовные дела или окончательно, или только предварительно. В первом случае они решают их:

1) в суммарном порядке без участия присяжных, с правом наложения денежного взыскания не свыше 5 ф. ст. или тюремного заключения не свыше трех месяцев; дела, по которым допускается суммарное производство, точно указаны статутами, иногда оно зависит от согласия подсудимого;

2) в общем порядке с участием присяжных заседателей мировые судьи имеют значительный круг ведомства, совпадающий с юрисдикцией вестминстерских, или высших, судей; от них изъяты лишь некоторые преступления, особо статутами указанные (treason, murder и др.); но высший суд может потребовать к себе всякое дело, производящееся у мировых судей.

Наказания, которые могут быть ими назначены, суть денежные взыскания, тюрьма сроком от одного дня до двух лет с тяжкими работами или без них, с телесным наказанием или без этой прибавки.

Как орган предварительного разбора мировые судьи напоминают следственных судей континента; их деятельность, определяемая актом Джервиса, направляется при этом к разрешению вопроса о необходимости отсылки к суду данного лица в видах охранения общественного мира.

По основному началу английского права, мировые судьи могут проявлять свою деятельность не иначе как в составе не менее двух; единолично могут быть ведаемы лишь предварительное производство и некоторые дела суммарного порядка, хотя и для них желательно участие не менее двух судей.

Съезды их распадаются на малые; специальные, образуемые из всех судей графства для дел по местному управлению, как-то: для утверждения выборных надзирателей за бедными в приходах, назначения констеблей, поверки списков присяжных и т. п.; и общие четвертные съезды, собирающиеся в главном городе графства каждые три месяца; сюда сверх судей приглашаются лорд-лейтенант, шериф, коронер, присяжные заседатели, тюремные смотрители и констебли; правительство присылает сюда также нескольких опытных адвокатов, оставивших практику и получивших звание мировых судей, для руководства судебными заседаниями.

Четвертные съезды суть орган высшей администрации графства; апелляционный суд для дел, разрешенных мировыми судьями в малых съездах; высший уголовный суд графства, действующий с участием присяжных (большое и малое жюри) с правом назначения наказания до двух лет тюремного заключения. В случаях нужды для судебного разбора мировые судьи могут выезжать на места (выездные заседания).

Власть каждого мирового судьи распространяется на все графство без разделения его на участки, но в видах практического удобства мировые судьи по взаимному соглашению размежевываются по районам.

В некоторых городах, где судебных дел много, вместо мировых судей правительство в новейшее время назначает оплачиваемых несменяемых судей, называемых судьями полицейскими, с определенным для каждого участком; по вопросам местного самоуправления они не компетентны, ограничиваясь судебным разбором.

Франция заимствовала институт мировых судей у Англии, но сообщила ему совершенно иное устройство.

По первоначальной мысли (закон 16/24 августа 1790 г.), мировые судьи, избираемые народом на два года, не имели уголовной юрисдикции и учреждены лишь для юстиции гражданской с присоединением к каждому из них особых заседателей; затем (закон 19 июля 1791 г.) им вменено в обязанность производство предварительных следствий, и трибуналы исправительной полиции велено составлять из трех мировых судей; только при недостатке их один или два судьи могли быть заменены особыми заседателями.

Ниже этих трибуналов поставлены трибуналы муниципальной полиции, замещаемые из среды муниципальных должностных лиц по их выбору. Сверх того, мировым судьям (закон 16/29 сентября 1791 г.) поручено заведывание делами полиции безопасности совместно с национальной жандармерией.

Конвент (конституция 5 фруктидора III г.) упразднил суды муниципальной полиции, передав их власть мировым судьям, и отменил (закон 29 вентоза IX г.) институт заседателей. Однако и мировые судьи не оправдали ожиданий: следствия производились ими медленно, не энергично; судебным разбором их были недовольны.

Империя в построении низшей судебной инстанции соединила две системы – учредительного собрания и конвента. Под влиянием первой право суда простой полиции было предоставлено мэрам (прежние суды муниципальной полиции), влияние второй сказалось в удержании мировых судей. Но, сохраняя название их, империя дала этому институту совершенно новое очертание.

По действующему французскому законодательству, мировой судья составляет низшую судебную инстанцию; с ними конкурировали мэры, судебная власть которых упразднена лишь законом 27 января 1873 г. Как суд уголовный он действует под именем суда простой полиции.

Мировой судья назначается правительством в главном городе каждого кантона, не пользуется несменяемостью и может быть заменяем в случае болезни или отсутствия по иным причинам его помощником; прокурорские обязанности исполняются здесь комиссаром полиции; решения мирового судьи подлежат апелляции в суд исправительной полиции.

Участковый судья Германии хотя и стоит, подобно французскому мировому судье, внизу лестницы судебных установлений, назначается правительством и подчинен апелляции коллегиального правительственного суда, однако имеет по роду дел больший объем власти, судит не только единолично, но и с участием заседателей и пользуется несменяемостью.


[1] Хранители мира (лат.).

Иван Фойницкий

Иван Яковлевич Фойницкий — известный российский учёный-юрист, криминолог, ординарный профессор, товарищ обер-прокурора Уголовного кассационного департамента Правительствующего сената. Тайный советник.

You May Also Like

More From Author