Press "Enter" to skip to content

Права монарха в области судебной

От имени монарха осуществляется судами судебная власть, решения которой приводятся в исполнение именем императора. Некоторые приговоры уголовных судов, осуждающее дворян, чиновников, священнослужителей и лиц, имеющих ордена, представляются на утверждение монарха.

Император предает суду председателя Совета министров, министров и лиц им равных, наместников, генерал-губернаторов, членов Государственного совета и Государственной думы, (ст. 95, Учр. Гос. сов.). Монарх дает соизволение на перенесение дела, решенного в некассационных департаментах Сената в Особое присутствие Государственного совета.

Наконец, императору принадлежит право помилования. 23 ст. Осн. зак. говорит по этому поводу: “Государю Императору принадлежит помилование осужденных, смягчение наказаний и общее прощение совершивших преступные деяния с прекращением против них преследования и освобождением их от суда и наказания”.

Advertisement

Права в области религиозной

Руководящая 64 статья Основных законов, касающаяся этой области, гласить следующее: “Император, яко христианский государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния”.

Господствующей верой в России признается восточное православие. 64 ст. Осн. зак. внесена в действующее законодательство из старых основных законов; в старых Основных законах она была толкуема исследователями русского дореформенного государственного права в том смысле, что означенное право верховной власти касается лишь предметов церковного управления, а не самого содержания вероисповедания, т. е. догматической и обрядовой его стороны[1].

Такое толкование в общем может быть принято в отношении 64 статьи и в настоящее время. Совокупность догматов православного исповедания зиждется на основаниях, установленных Божественным Основателем христианства и развитых вселенскими соборами. Поэтому они и не могут быть изменяемы никакой иной властью. Однако что касается обрядности, то ее неприкосновенность не может быть понимаема столь широко.

Обряды, основанные на обычаях и вообще не имеющие источником божественного учения или постановлений вселенских соборов, на основании 64 ст. могут подлежать отмене или изменению по воле монарха. Орган, при посредстве которого монарх действует в области православного церковного управления, есть учрежденный Петром I по протестантскому образцу Святейший правительствующий синод.

Advertisement

Помимо охраны правоверия и чистоты церкви император назначает на высшие церковные должности и обладает правом надзора за деятельностью высших церковных установлений.


[1] Градовский. Начала русского государственного права, т. 1, стр. 151

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.

You cannot copy content of this page