Исключительное положение

Потребность в исключительном положении

В предыдущих лекциях мы ознакомились с обыкновенными, постоянными полномочиями административной власти в отношении личной свободы граждан. Эти полномочия значительно расширяются при исключительных условиях государственной жизни – в случаях опасности, грозящей извне и особенно изнутри для существующего государственного уклада.

Предоставлением правящей власти чрезвычайных полномочий устанавливается для личной свободы граждан исключительное положение.

Приспособление государственных форм может идти в уровень с развитием народа или отставать от него. Чем более оно отстает, тем больше потребности в исключительном положении.

Приостановка Habeas Corpus в Англии

В Англии Великая Хартия Вольностей 1215 г. – акт, отвечающий запросам правового государства,- была приобретена еще в эпоху феодализма. Периодом полицейского государства в Англии считается время с конца XV до XVII столетия; но в это время мы уже находим здесь и постепенно развивающийся парламент, и местное самоуправление, и существенные гарантии личной свободы.

Неудивительно поэтому, что исключительное положение в Англии совсем не имеет такого грозного и подавляющего характера, как в государствах континентальной Европы. По общему правилу, исключительное положение в Англии сводится к приостановке действия того постановления Habeas Corpus Акта, по которому лица, содержащиеся под стражей по подозрению в государственной измене, вправе требовать скорейшего разбора дела или освобождения.

В случаях приостановки администрация получала законную возможность задерживать лиц, неблагонадежных в политическом отношении, в течение всего того времени, пока длится приостановка. За период с 1689 по 1818 год эта приостановка Habeas Corpus Акта практиковалась всего 22 раза, причем последние десять случаев приостановки продолжались в среднем по 6 – 7 месяцев каждая.

С 1818 года и к такому ослаблению гарантии свободы своих граждан английское правительство не прибегало более ни разу. Правда, в этом случае мы имеем в виду население одной лишь Великобритании.

К Ирландии, которая раньше была политически самостоятельной, имела свой парламент, но потом стала составной частью Англии, английское правительство продолжало до последнего времени относиться, как мачеха.

Еще в восьмидесятых годах в отношении Ирландии издавались так наз. принудительные акты, наделявшие лорда-наместника Ирландии чрезвычайными полномочиями в отношении личной неприкосновенности местного населения, в отношении местной печати, митингов и т. д.

Но во всяком случае и здесь эти меры практиковались редко, устанавливаясь на определенный, обыкновенно годичный, промежуток времени каждый раз особым законом. Притом, если и усиливалась власть гражданской администрации, то никогда исключительные полномочия не передавались военной власти и военным судам.

Осадное положение во Франции и Германии

В других условиях вырастало государство на континенте. Здесь часто забывалась идея естественного, необходимого развития общества. Ревнивая, неуступчивая защита старого проявлялась там, где было неотложно разумное изменение государственных форм и учреждений, соответственно росту потребностей и самосознания общества.

И, таким образом, неизбежно рождалась, с одной стороны, надежда на насилие и восстание и, с другой, на исключительное положение.

Это неуменье разумно сочетать консервативное (охранительное) начало с началом общественного развития объясняет существование в государствах континентальной Европы особых законов, наперед определяющих исключительные полномочия власти. Хронический недуг заставлял заблаговременно готовить лекарство.

Содержание исключительного или, как его здесь называют, осадного положения, в общем, одинаково во Франции, Пруссии и т. д.: гарантии личной свободы (личной неприкосновенности, печати, собраний и пр.) приостанавливаются; задача охраны безопасности и порядка переходит в руки военной власти; вместе с тем ряд уголовных дел, подсудных обыкновенным судам, передается в ведение военных судов (во Франции эти суды состоят исключительно из военных, в Германии – из трех офицеров и двух гражданских судей).

Поскольку содержание исключительных полномочий уже вперед определено законом, при наступлении чрезвычайных обстоятельств остается только объявить осадное положение для той или другой определенной местности. Во Франции право объявления осадного положения принадлежит, по общему правилу, законодательным палатам.

Осадное положение может быть объявлено только тогда, когда государству грозит непосредственно опасность вследствие внешней войны или вооруженного восстания. В виде исключения в следующих случаях осадное положение может объявить президент республики, с одобрения совета министров:

1) во время перерыва в сессиях, причем закон предоставляет палатам право собраться без особого созыва в двухдневный срок по объявлении;

2) после роспуска палаты депутатов и до полного окончания новых выборов, но только в случае внешней войны и лишь в местностях, которым угрожает неприятельское вторжение.

В обоих этих случаях вопрос о сохранении осадного положения решается законодательными палатами тотчас по их собрании; если хотя бы одна палата высказывается против осадного положения, оно снимается.

И во Франции и в Германии в законе или указе об объявлении осадного положения должны быть точно обозначены местности, где оно получает применение, а во Франции, сверх того, – и срок действия.

Аркадий Елистратов https://ru.wikipedia.org/wiki/Елистратов,_Аркадий_Иванович

Арка́дий Ива́нович Елистра́тов — российский и советский юрист, профессор административного права Казанского университета, Императорского Московского университета и Московского государственного университета.

You May Also Like

More From Author