Право публичных служб

Таким образом, первая задача административного права вызвана желанием урегулировать отношения правящей власти к самодеятельности граждан. Вторая задача определяется потребностью нормировать те отношения, которые устанавливаются на почве положительной деятельности самой правящей власти.

Поскольку означенной деятельностью государство стремится заместить или восполнить самодеятельность граждан, – у этих последних рождается интерес в услугах со стороны государственного управления. Административное право определяет обязанность правящей власти оказывать гражданам эти услуги и регулирует отношения между органами власти и лицами, пользующимися данными услугами.

Совокупность сюда относящихся юридических норм составляет право публичных служб. Это право публичных служб обнимает юридическую нормировку услуг со стороны государственного управления в интересах здоровья граждан (право санитарной и медицинской помощи), их духовного развития (право народного образования) и экономического благосостояния.

Из учения о праве публичных служб мы остановимся в настоящих лекциях, с одной стороны, на вопросах о народном образовании и, с другой, на проблеме публичного обеспечения материальных условий существования для лиц нетрудоспособных и трудоспособных.

Публичное вещное право

Посредствующим звеном между правом личной свободы и правом публичных служб является публичное вещное право. В самом деле, личная свобода утрачивает свой смысл и значение, если человеку не обеспечена возможность дышать здоровым воздухом, беспрепятственно двигаться по улицам и дорогам, пользоваться парком, рекой и т. д. Таким образом, право публичных вещей (вещи вне оборота) оказывается своеобразным продолжением прав личной свободы.

Но для того, чтобы публичные вещи могли исполнить свое назначение, со стороны государства необходима положительная деятельность, направленная на их приспособление и охрану (устройство панелей, поливка улицы, охрана насаждений и парке и т. д.).

Вследствие этого публичное вещное право начинает обнимать регламентацию тех услуг, которые оказываются правящей властью гражданам, – и тем самым примыкает к праву публичных служб.

Тройной статус гражданина

От объема правомочий, которые гражданин получает в публичном праве, зависит его тройной статус (от латинского status – состояние, положение). Право личной свободы определяет так называемый негативный статус лица – правомочие гражданина на то, чтобы правящая власть не вмешивалась в область личной свободы, отмежеванной ему законом.

Право публичных служб устанавливает позитивный статус лица: здесь определяется обязанность власти оказывать определенные услуги гражданам. Эти два статуса изучаются наукой административного права.

Негативный и позитивный статусы дополняются и упрочиваются правом граждан на участие в государственной власти, иначе – совокупностью политических прав: эти права образуют третий – активный статус гражданина. Этот статус изучается уже наукой государственного права.

Обыватель превращается в гражданина только тогда, когда он в полной мере приобретает права этого тройного статуса. Права негативного статуса обеспечивают свободный выход его внутренним силам – простор его разумному самоопределению.

В правах позитивного статуса он получает необходимую поддержку такой большой силы, какой является государство. Наконец, права активного статуса делают его самого деятельной частицей государственной воли.

Аркадий Елистратов https://ru.wikipedia.org/wiki/Елистратов,_Аркадий_Иванович

Арка́дий Ива́нович Елистра́тов — российский и советский юрист, профессор административного права Казанского университета, Императорского Московского университета и Московского государственного университета.

You May Also Like

More From Author