Народное образование

Потребность в публичных службах

Нормы административного права обеспечивают гражданину не только известную долю личной свободы, но и определенную поддержку со стороны правящей власти. Эта поддержка необходима во всех тех случаях, когда для удовлетворения потребностей человека недостаточно и его личных сил, и добровольного сочетания общественных сил.

Поддержка государства нужна каждый раз, когда средства для удовлетворения потребностей могут быть приобретены не иначе, как с помощью общественных сил, организованных принудительным образом.

По мере того как государство принимает на себя задачи этой поддержки, возникают публичные службы, в которых организуется положительная деятельность правящей власти по доставлению населению услуг того или иного рода.

Публичные службы могут иметь своей задачей обеспечение условий физического, духовного и экономического благосостояния человеческой личности.

Мы остановимся в настоящей лекции на публичной службе, имеющей своей задачей обеспечение условий духовного развития человека. Это – народное образование.

Задача народного образования

Жизненный опыт каждого отдельного человека незначителен, но передающийся из поколения в поколение опыт миллионов людей представляет колоссальную силу. Сокровищница многовекового человеческого опыта – наука является незаменимым орудием для господства человека над природой.

Образование увеличивает производительность труда и умножает народное богатство. Наиболее образованный народ оказывается наиболее культурным, достаточным и сильным народом.

Для того чтобы усваивать научное знание, необходимо пройти предварительную подготовку, которая выработала бы у человека способность отнестись самостоятельно и сознательно к источникам этого знания.

Задачу предварительной подготовки призвана выполнить школа: она доставляет своим питомцам предварительные сведения и навыки изучения. Учреждением, которое открывает доступ непосредственно к научному знанию, является университет в широком значении этого слова.

Основным началом правильной организации образования, как публичной службы, следует признать начало его всеобщности или общедоступности. Ведь в каждом человеке заложено богатство духовных сил. Вспомним прекрасное изречение Библии: “Бог создал человека по образу и подобию своему”, человека, а не ту или иную породу людей.

Начало всеобщности образования стало уже общепризнанным в отношении школы; но еще продолжают сомневаться, приложимо ли оно к университету. Университет считают необходимым для лиц известных профессий и роскошью для других.

Эта точка зрения вряд ли, однако, основательна: школа подготовляет, упражняет мысль для усвоения научного знания; это – ступень, которая поднимает человека на тот уровень, где он может почерпать богатство знаний из неисчерпаемого кладезя науки.

Университет, в смысле учреждения, призванного дать само научное знание, составляет логически необходимое продолжение и заключение образования после школы. Заблуждение в известной степени объясняется тем, что современные университеты готовят лишь к немногим определенным профессиям: к профессиям врача, адвоката, учителя, чиновника.

Но ведь такие учреждения, как сельскохозяйственные и технические академии, коммерческие институты и др., по задачам своим вполне соответствующие университетам, могут готовить учащихся и к другим разнообразным профессиям. Образование, доступное для широких масс населения, мы называем народным образованием. Его составные части – народная школа и народный университет.

Аркадий Елистратов https://ru.wikipedia.org/wiki/Елистратов,_Аркадий_Иванович

Арка́дий Ива́нович Елистра́тов — российский и советский юрист, профессор административного права Казанского университета, Императорского Московского университета и Московского государственного университета.

You May Also Like

More From Author