Удовлетворение потребностей

Пока стремление к удовлетворению потребности имеет лишь незначительную силу или даже значительную, но связанную влиянием каких-нибудь других потребностей, до тех пор нет настоятельной надобности в удовлетворении этой потребности на деле.

Но как только стремление к удовлетворению потребности достигло известного напряжения и не встречает отпора со стороны других потребностей, тотчас наступает настоятельная нужда удовлетворить эту потребность в действительности.

Удовлетворение потребности есть приведение в исполнение требуемой ею перемены одного внутреннего состояния на другое. Потребность только констатирует наличное состояние и требует перемены его на новое, но сама не приводит своего требования в исполнение.

Приведение в исполнение принадлежит постороннему фактору, способному вызвать своим влиянием смену прежнего нежелательного состояния на новое желательное: сколько ни голодай, не насытишься, пока не наешься.

Удовлетворение потребности в действительности происходит иногда безо всякого пособия со стороны ее обладателя. Стечение обстоятельств доставляет подчас человеку как раз то, что нужно для удовлетворения наличной потребности, и она удовлетворяется совершенно независимо от усилий этого лица.

Он не только ничего не делает для ее удовлетворения, но даже не имеет возможности воспрепятствовать последнему. Напр., нестерпимый зной стоит в воздухе. Человек томится от жару и жаждет прохлады. Вдруг налетает туча, разражается грозой, и живительная свежесть разливается в воздухе. Потребность удовлетворена.

Обыкновенно же дело происходит иначе. В большинстве случаев для удовлетворения потребности необходимо, чтоб человек сам способствовал доставлению ей удовлетворения – иначе она останется жаждущей и своей жаждой будет мучить своего обладателя.

При таком положении вещей, с наступлением настоятельной надобности в удовлетворении, он склоняется оказать ей пособие в этом направлении со своей стороны и действительно оказывает его, при благоприятных условиях.

Это пособие выступает в двух элементарных видах: 1) в виде допущения и 2) в виде содействия. Допущение находит место тогда, когда субъект имел возможность препятствовать возникновению явления, но не препятствовал и тем самым облегчил наступление этого явления.

Напр., больной позволяет сделать над собою операцию, чтобы избавиться от испытываемых им страданий. Содействие же имеет место в том случае, где субъект не только не препятствовал наступлению явления, имея возможность препятствовать, но и сам произвел действие, способствующее возникновению этого явления.

А произвел ли он это действие своим физическим, или духовным трудом, или обоими вместе, или даже кроме них пустил в ход внешние средства, находившиеся в его распоряжении, это – безразлично. Элементарные виды пособия к удовлетворению потребности – допущение и содействие – встречаются в действительной жизни то порознь, то в различных сочетаниях друг с другом.

Во многих случаях ни со стороны самих потребностей, ни со стороны внешнего мира человек не встречает никаких препятствий к тому, чтобы доставить удовлетворение своей потребности.

Но есть множество других случаев, где в мире действительности, вне круга самих потребностей, субъект наталкивается на препятствия к доставлению удовлетворения какойнибудь из них., напр., он хочет есть, а пищи нет под руками.

Эти препятствия иногда так очевидно превосходят наличные силы, находящиеся в распоряжении человека, что он уступает безо всяких попыток к борьбе и воздерживается от всякого способствования удовлетворению своей потребности. Но иногда перевес препятствий над боевыми силами не заметен, иногда же его вовсе нет, а существует обратный.

В этих двух случаях, побуждаемый потребностью, человек вступает в бой с препятствиями и в первом, несмотря на все свои старания, не доставляет ей никакого удовлетворения, а во втором доставляет его в большей или меньшей степени. На чьей стороне перевес, в пользу того и разрешается столкновение.

Это столкновение между потребностями и внешними препятствиями к их удовлетворению влечет важные последствия. Оно способствует возникновению и укоренению идеи, что потребности и вызываемые ими стремления к удовлетворению, точно также как и самое поведение человека, направленное к доставлению удовлетворения, должны подчиняться некоторому порядку. Многочисленное же повторение этих столкновений содействует появлению и укреплению в человеке привычки подчинять свое поведение некоторому порядку.

Петр Пусторослев https://ru.wikipedia.org/wiki/Пусторослев,_Пётр_Павлович

Пётр Павлович Пусторослев (1854—1928) — российский учёный-правовед, профессор, декан юридического факультета и ректор Императорского Юрьевского университета, специалист в области уголовного права.

You May Also Like

More From Author