Понятие правонарушения

Зная учредителя, возникновение, развитие и понятие правового порядка или права в объективном смысле слова, мы легко можем определить по этим данным понятие правонарушения. Основываясь на добытых выводах, хотя и не приводя их вторично, во избежание излишних повторений, мы приходим к следующему определению. Правонарушение есть несоблюдение правил объективного права, т. е. правового порядка, учрежденного государством.

Учиняет правонарушение тот человек или тот союз людей, который в представившемся житейском случае действительно не исполняет своей обязанности, несмотря на то что ее возложило государство учреждением правового порядка, и притом возложило в обеспечение возможности членам государства, а иногда ради них и иностранцам, удовлетворять свои потребности в среде человеческого общения. Короче сказать, правонарушение есть неисполнение правовой обязанности[1].

Напр., имея в виду потребность безопасности от внешних врагов и желая обеспечить возможность ее удовлетворения, государство узаконило общую воинскую повинность для всех мужчин известного возраста, годных к военной службе.

В понуждение же к исполнению этой повинности учреждены меры внешнего принуждения: ловля и привод уклоняющихся, наказания за уклонения и т. д. Кто не явился к отбытию воинской повинности, несмотря на наступление всех законных условий к явке, тот на деле в представившемся случае не исполнил своей правовой обязанности и, таким образом, учинил правонарушение.

В обеспечение имущественных потребностей государства, земства, волости и селения русский законодатель налагает на крестьян юридическую обязанность к уплате государственных, земских и сельско-волостных податей.

В обеспечение же исправной уплаты этих податей он делит крестьян на сельские общества и возлагает на каждое правовую обязанность-своевременно уплатить всю сумму податей, причитающихся на отдельных членов этого общества. Если сельское общество не уплатит всей этой суммы в законный срок, оно тем самым на деле не исполнит своей правовой обязанности и, таким образом, учинит правонарушение[2].

В случае такого правонарушения сельское общество понуждается к уплате недоимки через местную полицию[3].

А при безуспешности мер понуждения недоимка пополняется полициею посредством продажи крестьянского движимого имущества, если вследствие какого-либо бедствия не сделано, по предварительному о том ходатайству, отсрочки в платеже[4].


[1] Обыкновенно правовые обязанности учреждаются в обеспечение таких потребностей, удовлетворение которых полезно благосостоянию самих обладателей потребности и благосостоянию всего народа как единого целого, воплощающегося в государстве.

Обыкновенно учрежденные обязанности остаются в силе и не отменяются государством до тех пор, пока удовлетворение обеспечиваемых ими потребностей остается полезным в обоих отношениях.

Благодаря этим обстоятельствам обыкновенно и обладатели потребностей, и государство заинтересованы в том, чтоб обеспечивающие правовые обязанности исполнялись, а не нарушались, словом, чтоб в этой области не было правонарушений.

Но иногда случается, по стечению неблагоприятных условий, что правовые обязанности учреждаются в обеспечение таких потребностей, удовлетворение которых полезно или вредно благосостоянию обладателей потребности, но безразлично или даже вредно благосостоянию государства.

Точно так же нередко случается, что жизнь сильно изменяется раньше, чем успело измениться право. Данные обязанности были учреждены в то время, когда удовлетворение обеспечиваемых ими потребностей было полезно благосостоянию государства и обладателей потребности.

С течением же времени произошла крупная перемена. Удовлетворение обеспеченных потребностей осталось полезно или даже стало вредно благосостоянию обладателей их, но стало безразлично или даже вредно благосостоянию государства.

А между тем правовые обязанности, обеспечивающие удовлетворение этих потребностей, все еще остаются в силе, все еще не отменены государством, хотя, может быть, уже намечены к отмене. В таком положении находились, напр., обязанности крепостных людей перед отменой крепостного права.

При таких обстоятельствах только сами обладатели потребностей, да и то не всегда, заинтересованы в том, чтоб соответствующие правовые обязанности соблюдались, а не нарушались, словом, чтоб в этой области не было правонарушений; государство же вовсе не имеет в этом никакого интереса и даже иногда заинтересовано в противном.

Напр., на крепостных людях лежала правовая обязанность не убегать самовольно от помещика. Но они нередко нарушали ее, бежали в окраины России и селились там. При недостаточности и необходимости русского населения в этих краях, как с целью обрусения, так и с целью подъема их благосостояния, эти неправомерные беглецы, поселенцы были вообще весьма полезны государству.

Что же касается до помещиков, это бегство было для них иногда вредно, а иногда даже полезно: вредно – когда бежали хорошие, работящие, более или менее покорные люди; полезно – когда бежали лентяи или непокорные, с которыми трудно было ладить.

И вот мы видим, что помещики иногда требуют, а иногда не требуют обратной высылки им беглых крепостных; местная же администрация окраин весьма неохотно исполняет эти требования, а нередко оставляет без исполнения.

[2] Свод законов Российск. Империи. Том V. Уст. о подат. ст. 23 (“Подати по окладу их считаются лежащими не на каждом лице отдельно, но на целом обществе или селении, по числу душ, по ревизии в нем состоящих или впоследствии причисленных. Из сего изъемлются те только случаи, когда законом именно на лицо подать возлагается”).

Особое Приложение к IХ тому. Издание 1876 года. Общее положение (“Каждое сельское общество, как при общинном, так и при участковом или подворном (наследственном) пользовании землею, отвечает круговою порукою за каждого из своих членов в исправном отбывании казенных, земских и мирских повинностей”). ст. 188 и 189.

[3] Особое прилож. к IХ тому. Общее положение ст. 190.

[4] Особое прилож. к IX тому ibid. ст. 191.

Петр Пусторослев https://ru.wikipedia.org/wiki/Пусторослев,_Пётр_Павлович

Пётр Павлович Пусторослев (1854—1928) — российский учёный-правовед, профессор, декан юридического факультета и ректор Императорского Юрьевского университета, специалист в области уголовного права.

You May Also Like

More From Author