Пока наличная потребность остается неудовлетворенной, она, соответственно своей силе, причиняет страдания человеку и тем самым порождает в нем недовольство, неблагосостояние в данном отношении. Наоборот, с удовлетворением потребности страдание прекращается, недовольство исчезает и заменяется благосостоянием.
Таким образом, стремление человека к удовлетворению своей потребности есть жажда благосостояния, а действительное получение удовлетворения есть приобретение благосостояния в данном отношении.
Если бы между наличными потребностями человека никогда не было противоречия и ни одна из них никогда не встречала бы на своем пути никакого внешнего не устранимого препятствия, то и стремление к их удовлетворению постоянно было бы стремлением к полному благосостоянию, а действительное осуществление этого стремления было бы наступлением полного благосостояния во всех данных отношениях. Это бывает в действительности, но – весьма редко.
Напротив, встречается множество случаев, где между наличными потребностями человека существует неразрешимое противоречие, где неминуемо приходится отказываться от удовлетворения одних в пользу удовлетворения других.
Точно так же немало и таких случаев, где одна или несколько потребностей, нисколько не противореча друг другу, встречают внешние, вполне или отчасти непреодолимые препятствия к своему удовлетворению, где человек, ввиду внешних преград, вполне или отчасти отрекается от стремления к удовлетворению препятствуемых потребностей.
Во всех этих случаях отречения стремление к полному удовлетворению всех наличных потребностей, т.е. к полному благосостоянию во всех данных отношениях, заменяется стремлением к относительному благосостоянию. Действительное же удовлетворение, наступающее при этих условиях, дает человеку лишь относительное благосостояние.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.