Press "Enter" to skip to content

Чрезвычайные указы

Чрезвычайные указы – это постановления с временной силой закона, издаваемые правящей властью во время перерыва в занятиях законодательных палат. Чрезвычайный указ отличается от закона: закон издается монархом в единении с народным представительством, чрезвычайный указ исходит от одной правящей власти.

Но чрезвычайный указ не есть и акт управления: он не подзаконен, как указы организационные, исполнительные и распорядительные, но обладает временно силой закона. Чрезвычайный указ является законом по своей силе и актом управления по порядку издания. Чрезвычайный указ следует отличать и от актов правительства; это не правительственное усмотрение монарха в определенных, изъятых от действия правового порядка, областях: содержанием чрезвычайного указа может быть – за некоторыми (правда, существенными) исключениями – любой предмет, относящийся к ведомству законодательных учреждений.

И, вообще, чрезвычайный указ не составляет выражения “воли и усмотрения” монарха: он может издаваться правящей властью лишь при наличности определенных условий, и его действие во времени строго ограничивается известными пределами.

Чрезвычайный указ не представляет собой чего-либо необходимого в укладе современных государств. Напротив, большая часть европейских государств обходится без чрезвычайных указов (Англия, Франция, Бельгия, Швейцария и др.). В случаях необходимости принять экстренную меру, выходящую за пределы законных полномочий правящей власти, в перерыв между сессиями парламента ускоряется созыв последнего.

Наши Основные Законы следуют примеру австрийского права, допускающего в подобных случаях применение чрезвычайного указа. Условия и порядок издания чрезвычайного указа определяются в ст. 87 Осн. Зак. Чрезвычайный указ, по этой статье, может быть издан не иначе, как лишь во время прекращения занятий Государственной Думы, и только при наличности “чрезвычайных обстоятельств”.

Впрочем, что считать “чрезвычайным обстоятельством”, ст. 87 не поясняет, открывая, таким образом, простор усмотрению администрации. По своему содержанию чрезвычайный указ может касаться любого предмета, требующего обсуждения в порядке законодательном. Но, как определенно указывает ст. 87, чрезвычайная мера не может “вносить изменений ни в Основные Государственные Законы, ни в учреждения Государственного Совета или Государственной Думы, ни в постановления о выборах в Совет или в Думу”.

Новый избирательный закон 8 июня 1907 г. не мог быть издан по ст. 87. Как объясняется в Высочайшем манифесте от того же числа, он издан авторитетом “Власти, даровавшей первый избирательный закон, исторической власти Русского Царя”.

Чрезвычайный указ издается Государем по представлению Совета Министров. За нарушение условий, при которых может быть принята чрезвычайная мера по ст. 87, ответствует Совет Министров – пред Государем (ст. 128),

Чрезвычайный указ имеет только временное действие. Действие чрезвычайной меры прекращается, 1) если правительством не будет внесен в Государственную Думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере законопроект или 2) если этот законопроект не примут Государственная Дума или Государственный Совет.

В случае непредставления законопроекта чрезвычайный указ теряет, таким образом, силу с истечением двухмесячного срока со времени возобновления занятий Государственной Думы. В случае непринятия правительственного законопроекта одной из законодательных палат действие чрезвычайной меры прекращается с момента его отклонения одной из палат.

Итоги

В заключение изложим в немногих словах те выводы, которые можно сделать на основании прочитанных лекций. Для того, чтобы разрешить задачу административного права – упорядочить публичные отношения, – надо вытеснить систему усмотрения власти: в основу отношений между органами управления и обывателями надо положить правовой принцип, начало законности.

Чтобы государственное управление стало подзаконным, необходимо обособить органы законодательства от органов управления. Сила закона, как руководящего начала для управления, зависит при этом от авторитета законодательного учреждения. Подобающий же авторитет законодательное учреждение приобретет, если оно действительно осуществит теснейшее единение монарха с народным представительством.

Значение законности в управлении ослабляется тем более, чем шире та область правительственной деятельности, где вместо закона действует усмотрение правящей власти. Ослабляют значение законности и чрезвычайные указы, так как они издаются органами управления, но имеют временную силу закона и, таким образом, представляют собой продукт смешения властей.

Развитие административного права, как регулятора отношений между правящей властью и гражданами в делах государственного управления, зависит, следовательно, от сокращения области актов правительства, от умеренного пользования правящей властью чрезвычайным указом и от укрепления авторитета закона и народного представительства.

error: Content is protected !!