Press "Enter" to skip to content

Народные университеты

Какой бы, однако, широкой ни была школьная реформа, она одна еще не разрешает проблемы народного образования. Задача школы не идет дальше подготовки своих питомцев к усвоению научного знания.

Правильно организованная народная школа должна приблизить население к науке, но она еще не вводит его в мастерскую научного знания. Это – задача университета в широком значении этого слова. Университет должен составить, таким образом, необходимую заключительную часть народного образования.

Идея распространения научного знания в широких слоях населения является идеей новейшего времени. Первые опыты ее осуществления остаются пока почти всецело в области частной инициативы: современные государства еще не прониклись сознанием того, что народный университет должен составить столь же необходимую публичную службу, как и народная школа.

Возникновение народных университетов относят к 1873 году, когда в Англии, по почину кембриджского профессора Джемса Стюарта, было приступлено к устройству в крупных центрах систематических лекций университетского типа.

Существенной чертой “распространения университетского образования” (university extention) в Англии является то обстоятельство, что оно, при всей своей подвижности, выдерживает, в общем, характер университетского преподавания. Благодаря этому открывается даже возможность приравнивать занятия в народных университетах к образованию в правительственном университете.

Так, Кембриджский университет находит возможным приравнять три сезона занятий в народных университетах (в девятимесячный сезон следует прослушать 6 курсов по 12 лекций или 12 курсов по 6 лекций – по связанным общим содержанием предметам) одному году занятий в старом университете.

Из Англии движение народных университетов перебросилось в Америку. Кроме английской – лекционной формы, оно усвоило здесь еще и другую форму: форму университетского образования по переписке.

В местечке Шотоква, на полдороги из Нью-Йорка в Чикаго, сорганизовался в 1878 г. особый литературный и научный кружок, поставивший своей задачей содействие научному самообразованию отдельных лиц и целых кружков посредством письменных сношений.

С этой целью была выработана четырехгодичная программа домашнего чтения по целому ряду предметов с указанием литературы, с пояснительными вопросами и пр. Для постоянных сношений студентов с их руководителями издается особый журнал.

Дальнейшему углублению знаний служат летние съезды учащихся в Шотокве, где к их услугам лаборатории, музеи и библиотеки. Успех этого предприятия сделал его предметом широкого подражания в Америке и в Европе и, в частности, у нас, в России: всем известна деятельность московской комиссии по организации домашнего чтения, функционирующей с 1893 г. при учебном отделе общества распространения технических знаний.

В том же 1878 г., когда образовался кружок в Шотокве, делается первая попытка устройства народных университетов в Германии: мы имеем в виду учреждение Гумбольдтовской академии в Берлине. Позднее для преподавания естествознания устраивается “Урания”. Академия имеет несколько аудиторий в разных частях города, где читаются систематические курсы в 10 – 12 лекций по университетскому типу.

В девяностых годах народные университеты возникают в Австрии – в Вене. Здесь особенно тщательно проводится начало децентрализации лекций: лекции переносятся на окраины, в рабочие кварталы.

Для устройства районных чтений город бесплатно предоставляет помещение общинных собраний, гимназии – свои актовые залы. Кроме того, народные университеты могут пользоваться институтами Венского университета, но только такими, которые помещаются вне его главного здания.

В конце девяностых годов народные университеты начинают организовываться во Франции. Почин был положен рабочим, типографщиком по профессии, Дегермом. Еще в 1894 году он устраивает общество “кооперации идей” для высшего образования и этико-социального воспитания народа.

С помощью этого общества Дегерм организует ячейки народного университета; начало их деятельности относится к 1900 году. Эти ячейки носят разные наименования: “Солидарность”, “Союз”, “Очаг народа”, “Пробуждение”, “Эмансипация” и т. д.

Особенность организации – широкая автономность отдельных ячеек как в отношении направления курсов, так и в смысле педагогической постановки. В 1904 г. возникла национальная федерация народных университетов во Франции.

У нас в 1906 г. образовались общества народных университетов в обеих столицах и в некоторых провинциальных городах. В 1908 г. был учрежден в Москве, независимо от московского общества народных университетов, городской народный университет имени А. Л. Шанявского.

В этом университете в настоящее время формируются два факультета с законченной программой: факультеты естественноисторический и общественно-философский. В городской университет могут поступать лица обоего пола не моложе 16 лет, без различия национальности и вероисповедания.

Задача народных университетов в России, где еще отсутствует правильно и широко поставленная народная школа, в высокой степени трудна. К тому же в деятельности народных университетов много сил уходит на приспособление к местным условиям – к условиям исторического момента.

И лишь живой отклик, который народные университеты встречают в людях, жаждущих научного знания, примиряет с терниями и поддерживает веру в успех этого культурного дела.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.

error: Content is protected !!