Публичное обеспечение нетрудоспособных

Потребность в публичном обеспечении

Человек нуждается не только в пище духовной, но и в пище телесной. В былое время, при условиях натурального хозяйства, для обывателя не было особой надобности в постоянных заботах государства о его пропитании.

При нормальных условиях патриархальная семья, обладая собственными орудиями производства, могла трудом своих членов производить все, что было необходимо для удовлетворения ее потребностей. Положение дела совершенно изменилось с переходом от натурального хозяйства к меновому и к капиталистическому хозяйству в частности.

Орудия производства оторвались от самого производителя благ. У последнего оказалась одна возможность приобретать необходимые средства к своему существованию – продавать свою трудовую силу капиталистам.

Таким образом, единственным источником для экономического обеспечения невладеющих слоев населения сделалась заработная плата. Достаточно ли, однако, ее для надлежащего обеспечения материальных условий человеческого существования?

Нетрудоспособные

Заработную плату получает только тот, кто может работать. Между тем в состав населения входят значительные группы лиц нетрудоспособных: это – дети, больные, инвалиды и старики. Возникает вопрос, может ли существование этих лиц считаться обеспеченным, при существующем экономическом укладе, без особого попечительного содействия со стороны государства?

Дети

Сперва мы посмотрим на условия обеспечения детства.

В населении России, по данным переписи 1897 г., на каждую сотню душ обоего пола приходится в среднем 27 детей в возрасте моложе 10 лет и приблизительно 11 малолеток в возрасте от 10 до 15 лет. В интересах духовного развития народа им необходимо, как мы выяснили в прошлой лекции, воспретить всякое участие личным трудом в промысловой деятельности.

Таким образом, на каждую сотню душ населения падает 38 человек, для прокормления которых должны работать другие лица. Совершенно последовательно обязанность содержания детей ложится на семью – на людей, наиболее близких к ребенку. И патриархальная семья так или иначе умела разрешить эту задачу.

Обилие детей было для нее благословением Божиим, как будущая рабочая сила, гарантирующая преемственность хозяйства, его прочность и богатство. В ином положении оказались дети в рабочей семье при современном экономическом укладе.

Под давлением конкуренции между рабочими заработная плата опускается до наименьшего уровня необходимых средств к существованию человека. Положим, и при действии этого “железного закона заработной платы” заработок рабочего заключает в себе и средства содержания семьи.

Но это еще не значит, что заработная плата, выплачиваемая всему рабочему населению в целом, вмещает в себе средства содержания всей массы детей, действительно произведенных рабочими на свет: по этому экономическому закону она заключает в себе средства содержания лишь того ограниченного количества детей, которое необходимо для обновления рабочего класса в интересах самой промышленности.

Вместе с тем и заработок каждого отдельного рабочего, определяясь обычно средней нормой для данного предприятия и вида труда, ничуть не стоит, как известно, в соответствии с числом детей данного рабочего. При таких условиях обилие детей рискует оказаться уже не благословением, но проклятием.

В то же время, с неизбежным распадением под давлением условий капиталистического производства патриархальной семьи, ранее обнимавшей несколько семей, содержание ребенка остается в неизбежной зависимости не только от хронических нехваток отцовского заработка, но и от всякого рода случайностей, постигающих современную семью по социальным или просто стихийным причинам.

У этой семьи нет уже экономической устойчивости старой патриархальной семьи: потеря отцом заработка, его болезнь, преждевременная смерть – все это ставит судьбу ребенка в положение критическое, а часто и совсем гибельное.

Эти соображения подтверждаются цифрами. Так, по статистическим данным Каспера для Берлина, из сотни родившихся остаются в живых по истечении пяти лет в княжеских и графских семьях 94, у бедных – 65; до двадцатилетнего возраста выживают среди богатых 86, а бедных – 56.

При таких условиях оказываются насущно необходимыми публичные службы, которые доставляли бы поддержку семье в деле обеспечения детства. Из отдельных форм публичного обеспечения детства мы отметим здесь самые элементарные: страхование материнства, устройство яслей и учреждение так наз. материнских школ.

Аркадий Елистратов https://ru.wikipedia.org/wiki/Елистратов,_Аркадий_Иванович

Арка́дий Ива́нович Елистра́тов — российский и советский юрист, профессор административного права Казанского университета, Императорского Московского университета и Московского государственного университета.

You May Also Like

More From Author