Историческое значение полиции

Связывая самодеятельность обывателя, полиция была, конечно, бессильна доставить благосостояние широким слоям населения. Тем не менее известную историческую роль она так или иначе сыграла. Историческое значение полиции лежит в том, что она способствовала укреплению государственного начала. Проникая в самую глубину самостоятельных ячеек феодальной эпохи, полиция несла и утверждала повсюду верховенство единой государственной власти.

Но, подавив силой принуждения центробежные элементы средневековья, полиция не могла составить прочной основы для дальнейшего развития государства. Полицией достигалась в лучшем случае лишь “невозможность сопротивления” государственной власти со стороны обезвреженных мерами благочиния обывателей.

Между тем сами полицеисты признавали, что “твердейшим основанием” повиновения частных лиц государству в лице его верховной власти “есть неоспоримо свободное покорение каждой воли особо, которое поддерживается очевидной добротой законов” (Зонненфельс).

Для того, чтобы вызвать “самопроизвольное повиновение” граждан закону, необходимо было заменить полицию, с ее характерными свойствами правительственной опеки над безличными обывателями, более совершенными методами управления, рассчитанными на подъем общественного самосознания и общественной самодеятельности.

Перелом

В эволюции государства ступень полицейской опеки или т. наз. полицейского государства уступает место высшей ступени правового государства. Абсолютную монархию сменяет конституционный уклад.

Как на причину перелома указывают на изобретение паровой машины Уатта в 1775 г. и на переход от натурального хозяйства к товарному. Освобождение от полицейской опеки в области хозяйства было насущной потребностью для новых форм экономического быта: экономическая свобода – лозунг физиократов и манчестерской школы (Адам Смит) – составляла первостепенное условие для беспрепятственного развития капитализма.

Переворот в хозяйстве составлял, несомненно, важную, но не единственную причину перелома в государственном укладе: свою роль здесь сыграло и влияние городского населения и, в частности, интеллигенции. Да и вообще обыватель раньше или позже должен был духовно вырасти – и пеленки полицейской опеки должны были стать для него тесными.

В Англии конституционный уклад укрепился с развитием капитализма, но возник и оттенил абсолютную монархию еще в XVII веке. Здесь перелом совершался постепенно… Напротив, -тяжелым путем революционных катастроф во Франции. Девятнадцатый век был веком конституционных побед на Западе. Начало двадцатого века открывает переход от полицейского государства к правовому и на Востоке.

Кантианство

Философским обоснованием правового государства явилось учение Канта. По этому учению, человек отнюдь не должен быть средством для достижения каких-либо целей; человек есть цель в самом себе: признание человеческого достоинства абсолютной целью составляет безусловное требование нравственного закона (категорический императив).

Отсюда неотъемлемые свойства (атрибуты) граждан: свобода, ограниченная только такими законами, в создании которых гражданин участвовал своим голосом; юридическое равенство и гражданская самостоятельность, заключающаяся в том, что своим существованием и самосохранением гражданин обязан своим собственным силам, а не чьему-либо усмотрению.

Таким образом, патриархальный уклад полицейского государства был осужден безусловно, как “самый больной деспотизм, какой только можно себе представить”.

Аркадий Елистратов https://ru.wikipedia.org/wiki/Елистратов,_Аркадий_Иванович

Арка́дий Ива́нович Елистра́тов — российский и советский юрист, профессор административного права Казанского университета, Императорского Московского университета и Московского государственного университета.

You May Also Like

More From Author