Потребность в публичном попечении о трудоспособных

В предыдущей лекции мы ознакомились с публичными службами, необходимыми для материального обеспечения условий существования лиц нетрудоспособных. Теперь нам остается посмотреть, какие задачи ставит государству потребность в достойном человека существовании у лиц трудоспособных.

Как бы ни было хорошо организовано страхование старости, оно не в состоянии составить большого утешения для широких слоев рабочего люда, когда статистические данные свидетельствуют о том, что неимущие, в среднем, умирают уже в возрасте 40-45 лет, так что старость – если не считать преждевременного одряхления от чрезмерного и нездорового труда – оказывается для многих из них состоянием недоступным.

В то же время статистика доказывает, что люди зажиточных классов доживают в среднем до 50 – 70 лет (исследование Керези и др.). В Париже, по вычислению Бертильона, в округе, населенном по преимуществу богатыми купцами, смертность колебалась в год между 13 и 16 на тысячу душ населения, а в бедных округах – между 25 – 31, т. е. наблюдалась разница почти вдвое.

В Петербурге, по данным восьмидесятых годов, средняя смертность в кварталах богатой Адмиралтейской части составляла 18,6 – 20,3 на 1000 жителей, на Выборгской стороне, где много заводов, – 34,1 – 45,9, а среди бедноты Рождественской части, в 3-м участке, доходила даже до 52,4.

Эти данные свидетельствуют о том, что если заработная плата и обеспечивает необходимые средства к существованию рабочего, то лишь в смысле такого существования, которое удовлетворяет требования на человеческий труд промышленности, а не интересы самого трудящегося как человека.

Сокращение рабочего дня

Ввиду того что организм преждевременно разрушает чрезмерная продолжительность рабочего дня, перед государством выдвигается задача законодательного установления наивысшего предела его продолжительности.

Сокращая разумно продолжительность рабочего дня, законодатель отнюдь не рискует, как опасаются, убить местную промышленность: пусть только он дает при этом достаточно широкий простор развитию культурных сил народа.

Английская промышленность, где продолжительность рабочего дня опускается до уровня девяти часов (более полумиллиона английских рабочих имеют трудовой день в восемь часов), и промышленность австралийская, где 48-часовой рабочий день в неделю является уже господствующим, смело конкурируют на мировом рынке с промышленностью прочих стран, где рабочий день в среднем равняется 10-12 часам в сутки.

При коротком рабочем дне проигрыш капиталиста в количестве часов вполне окупается умноженной производительностью труда свежего, бодрого и, благодаря досугу, развитого человека: такой рабочий в состоянии совладать и со сложными машинами и с усовершенствованной техникой, требующей более напряженного внимания и большей вдумчивости.

Недаром в последнее время во Франции был введен 8-часовой рабочий день во всех промышленных заведениях морского министерства – на заводах по постройке военного флота, где, ввиду национальных соображений, особенно нужна тщательная и добросовестная работа.

Западноевропейские законодательства делают лишь некоторые попытки установить предельную продолжительность рабочего дня. Большей частью нормируется, наряду с детским трудом, женский труд. Наибольшая продолжительность женского труда на фабриках и в мастерских обыкновенно определяется тем же числом часов, как труд подростков.

В Германии продолжительность рабочего дня женщин определяется по закону 28 декабря 1908 г. в 10 часов, с сокращением до 8 часов по субботам и накануне праздников. Для взрослых мужчин наибольшая продолжительность рабочего дня установлена законом лишь в Швейцарии, Австрии и Франции.

В Швейцарии, по закону 1877 г., она определяется в 11 час. (в кануны праздников -10 час.), в Австрии с 1885 г., по общему правилу, тоже в 11 час., а во Франции – двояко: для всех вообще взрослых рабочих, занятых на фабриках, по старинному декрету 1848 г., – в 12 час., но для мужчин, работающих совместно, на одной фабрике или в одной мастерской, с женщинами, – в 10 часов.

Последнее правило было введено, под влиянием Мильерана, законом 1900 г. с той целью, чтобы предупредить обходы законодательных определений о продолжительности труда при разнообразии предельных сроков для разных рабочих на одной и той же фабрике.

Кроме установления наивысшего предела продолжительности рабочего дня, западные законодательства обыкновенно озабочиваются предоставлением трудящимся, в той или иной мере, воскресного отдыха. Ночная работа воспрещается только детям, подросткам и женщинам, да и то не без исключений.

Аркадий Елистратов https://ru.wikipedia.org/wiki/Елистратов,_Аркадий_Иванович

Арка́дий Ива́нович Елистра́тов — российский и советский юрист, профессор административного права Казанского университета, Императорского Московского университета и Московского государственного университета.

You May Also Like

More From Author