Закон 2 июня 1897 г.

В России предельная продолжительность рабочего дня по отношению к взрослым рабочим была установлена законом 2 июня 1897 г. Для всех рабочих – и женщин и мужчин одинаково – в заведениях фабрично-заводской промышленности она определяется в 11 1/2 час. в сутки; по субботам и в кануны праздников, а также каждодневно, если работа хотя бы отчасти производится в ночное время,- рабочий день определяется не более как в десять часов. Но главному по фабричным и горнозаводским делам присутствию предоставлено полномочие допускать, когда это признано будет необходимым по свойству производства (непрерывность и проч.), или по свойству работ, и в других особо важных исключительных случаях, отступления от требований этого закона, в смысле усиления или ослабления его требований.

Правилами 20 сентября 1879 г., изданными в развитие этого закона, необязательные сверхурочные работы (сверхурочной считается работа, производимая рабочим в промышленном заведении, в такое время, когда по правилам внутреннего распорядка ему не полагается работы) были ограничены 120 часами в год на каждого рабочего.

Таким образом предупреждался возможный обход закона занятием рабочих сверхурочными работами. Однако последующим циркуляром 14 марта 1898 г. пользование сверхурочными работами, по особому соглашению заведующего заведением с рабочим, было разрешено в неограниченном размере.

Работа в воскресные и особо поименованные праздничные дни (таких дней 17) на фабриках и заводах воспрещается (зак. 2 июня и Выс. пов. 22 янв. 1900 г.). Ночная работа воспрещается детям, а также подросткам в возрасте до 17 лет и женщинам в производствах по обработке волокнистых веществ.

Впрочем, это правило существенно ослабляется целым рядом исключений: ночная работа может быть разрешена подросткам и женщинам, когда эта работа исполняется ими одновременно и совместно с главами их семейств, а равно и вообще “в случаях особо уважительных”.

Минимальная плата

Для того чтобы обеспечить трудящемуся населению жизнь, достойную человека, необходимо озаботиться повышением его заработка. Одним из способов, ведущих к этой цели, является установление законом того предела, ниже которого не должна опускаться заработная плата.

Вопрос об установлении “минимальной заработной платы” впервые выдвинулся в практике английских профессиональных союзов – тред-юнионов. Прибегая в борьбе за улучшение условий труда к коллективным сделкам – к заключению договоров с работодателями не от имени отдельных рабочих, но целой артели, профессиональные союзы наперед определяют, в интересах рабочих, условия этих сделок.

Они обязывают своих членов становиться на работу лишь при заработной плате не ниже той, какая будет установлена тред-юнионом. До девяностых годов прошлого столетия английские союзы искали при этом так наз. нормальной платы, представляющей определенный процент с доходности от данного предприятия и, следовательно, повышающейся или понижающейся в зависимости от этой доходности.

Но теперь тред-юнионы предпочитают добиваться платы, “достаточной для жизни”. Рабочие, другими словами, стремятся достигнуть того, чтобы, независимо от доходности данного предприятия, плата не была ниже той, при какой они могли бы вести достойное человека существование.

Однако попытки профессиональных союзов удерживать плату на известной высоте всегда рискуют натолкнуться на противодействие более темных слоев рабочего класса, которые будут соглашаться работать за низшую плату.

Вместе с тем требование об известном уровне заработной платы приходится иногда, при сопротивлении работодателей, поддерживать суровой тяжестью забастовок, разорительной прежде всего для самого тред-юниона. При таких условиях начинает сознаваться потребность в правовом нормировании того предела, ниже которого заработная плата не должна опускаться.

До сих пор, однако, английским рабочим, а равно и рабочим некоторых других европейских государств, удалось достигнуть официального установления предельной минимальной платы лишь для трудящихся в государственных и общественных предприятиях, как в отношении непосредственно занятых в них рабочих, так и при сдаче общественных работ с подряда частным предпринимателям.

Зато в Австралии и Новой Зеландии правовая нормировка наименьшей платы успела уже захватить и область частных предприятий. Таксы минимальной заработной платы по отдельным производствам вырабатываются в особых комиссиях, наполовину из владельцев фабрик и мастерских и наполовину из самих рабочих.

Обе стороны выбирают из своей среды третейского судью. Кроме того, в самом законе определен общий минимум платы, правда, довольно низкий, для всех промыслов.

Правовые нормы, регулирующие в целях охраны труда взаимные отношения между работодателями и рабочими, образуют в своей совокупности фабричное законодательство. По мере того как эта нормировка, не ограничиваясь фабрично-заводской промышленностью, распространяется и на другие области приложения труда, “фабричное законодательство” расширяется в “рабочее законодательство”.

Аркадий Елистратов https://ru.wikipedia.org/wiki/Елистратов,_Аркадий_Иванович

Арка́дий Ива́нович Елистра́тов — российский и советский юрист, профессор административного права Казанского университета, Императорского Московского университета и Московского государственного университета.

You May Also Like

More From Author