Страхование материнства

Страхование материнства имеет целью обеспечение условий существования еще не рожденного и новорожденного ребенка вместе с его матерью. Страхование материнства обыкновенно связывается с воспрещением женщине участвовать в работах на фабриках и в мастерских в течение известного промежутка времени до и после родов.

В Швейцарии этот промежуток определяется восемью неделями, из них недели две до родов. В течение восьми недель запрещаются работа для рожениц и в Германии по новому закону 28 декабря 1908 г. С установлением подобных запрещений возникает необходимость обеспечить женщину материально на все время, когда она не вправе более работать: иначе ее положение только ухудшится.

В Германии по законам о государственном страховании на случай болезни, обязательном для всех рабочих обоего пола, занятых в промышленности и торговле, застрахованные женщины получают денежное пособие, в размере не менее половины средней заработной платы, в течение шести недель после родов.

У нас в России нет ни законодательного воспрещения промыслового труда рожениц, ни страхования материнства.

Ясли и детские сады

Ясли, или общественные колыбельни, рассчитаны на младенцев приблизительно до двухлетнего возраста. Что же касается материнских школ или детских (фребелевских) садов, то эти учреждения имеют в виду более взрослых детей дошкольного возраста.

Материнские школы, в сущности, еще не являются школами в собственном смысле, хотя там дети, что называется, играючи, уже научаются читать и даже писать; это “детские сады”, питомники, где дети развиваются в условиях, дающих им возможность ближайшим образом соприкасаться с природой, ощущать ее радость и познавать ее.

В яслях и детских садах ребенок получает материальные и духовные заботы в продолжение всего трудового дня матери. С вечера и до утра он выдается на руки родителям: таким образом его связь с семьей не порывается.

И ясли и детские сады получили в настоящее время уже весьма широкое распространение на Западе. Так, во Франции в одном Париже более сотни общественных колыбелен, а учреждение материнских школ (заведование ими и воспитание в них принадлежит исключительно женщинам) обязательно для каждой общины, в которой больше 2.000 жителей и есть селение по крайней мере в 1.200 душ.

Дети подкинутые, оставленные на произвол судьбы, нравственно заброшенные и неимущие сироты подлежат во Франции, по закону 27 июня 1904 г., обязательному призрению со стороны государства. В каждом департаменте имеется особое учреждение, открытое днем и ночью, для приема детей в питомцы публичного призрения.

Если принесенному ребенку на вид меньше семи месяцев, то он должен быть принят без всяких расспросов лица, доставившего ребенка, и без какого-либо административного расследования.

Но этому лицу ставится на вид, что место пребывания питомца будет храниться в тайне и что единственное, на что может рассчитывать мать, покинувшая своего ребенка, – это время от времени узнавать, живо ли ее дитя или умерло.

При желании самой воспитывать ребенка мать, лишенная опоры со стороны отца дитяти, получает во Франции временное пособие от казны.

Больные

Переходим к вопросу о задачах государства в деле материального обеспечения больных.

Чем гуще народная тьма, чем более непосильна тяжесть чрезмерно продолжительного и дурно оплачиваемого труда, чем неблагоприятнее жилищные условия и хуже питание, тем более распространяются болезни среди невладеющих слоев населения. Австрийский рабочий теряет вследствие болезни 17 трудовых дней в году, итальянский – 16, немецкий – 18 и английский – 11.

В среднем при 290 рабочих днях в году по причине болезни утрачивается 5% рабочего времени – другими словами, вследствие болезни 1/20 часть всего трудоспособного населения остается в действительности нетрудоспособной. У нас эта цифра, вероятно, выше.

Как же рабочее население может обеспечивать себя на случай болезни? Сбережения при малом заработке трудно делать, да и болезнь может прийти раньше или протянуться дольше.

Полезно, конечно, организовываться для взаимной помощи в профессиональные общества; однако нельзя закрывать глаз на то, что до сознания этой пользы доходит лишь ограниченная часть рабочих и меньше всего – наиболее нуждающиеся.

При таких условиях задача призрения больных может быть разрешена не иначе, как при участии государства. Способами этого решения являются обеспечение неимущим даровой медицинской помощи и обязательное государственное страхование на случай болезни.

Первый способ использован Францией: в 1898 г. здесь был издан закон, на основании которого каждый больной француз, лишенный средств к существованию, пользуется бесплатной медицинской помощью на дому или, при безуспешности домашнего лечения, в больнице.

Страхование болезней

Страной, широко осуществившей обязательное государственное страхование на случай болезни, является Германия. Это страхование развивается здесь с 1883 года. Оно обнимает лиц, занятых в добывающей и обрабатывающей промышленности, как на фабриках, так и в ремесленных заведениях, а равно и лиц, служащих в торговых предприятиях.

Расходы по страхованию на случай болезни несут, главным образом, сами рабочие: они уплачивают две трети, а остальную треть вносят работодатели. В общем, взносы рабочих по этому страхованию составляют от 1 до 4% их среднего заработка. Дело страхования находится в ведении особых больничных касс, состоящих на 2/3 из представителей от рабочих и на 1/3 – от работодателей.

В случае болезни рабочий получает даровое лечение и денежное пособие до выздоровления в размере не менее половины среднего заработка для данного класса рабочих. Если лечение производится в больнице, то семья получает половину того вознаграждения, на которое больной имел бы право, если бы он лечился дома. В случае смерти выдается пособие на похороны в размере 20-дневного заработка.

Страхование от несчастных случаев

Если потеря трудоспособности происходит вследствие несчастных случаев, связанных с занятием рабочего в предприятии, то помощь оказывается через особое государственное страхование, также обязательное, которое отличается тем, что здесь все расходы лежат на одних предпринимателях.

Законодатель не считает уместным заставить самого рабочего делать взносы на случай, если он, ввиду своих занятий на фабрике или в мастерской, будет по несчастному случаю еще искалечен.

При полной утрате трудоспособности рабочий получает, по германскому закону о страховании несчастных случаев 1885 г. (с позднейшими изменениями), пожизненную ренту в размере 2/3 своего среднего заработка за год, предшествовавший несчастью.

Если же он при этом оказывается совершенно беспомощным и нуждается в постороннем уходе, то рента может доходить до полного годового заработка. В случае частичной потери трудоспособности потерпевший получает часть полной ренты, соответствующую части утраченной им трудоспособности.

По правилам, выработанным практикой, потеря одного глаза, при нормальности другого, уменьшает трудоспособность на 25 – 33%, потеря правой руки – на 75%, правого большого пальца – на 30%, правого указательного пальца – на 20%, левого – на 15% и т. д. В случае смерти увечного его родственники, которых он содержал из своего заработка, получают ренту, в общей сложности для всех, не свыше 60% заработка умершего.

У нас, в России, государственное страхование болезней и несчастных случаев пока еще разрабатывается в законопроектах.

Аркадий Елистратов https://ru.wikipedia.org/wiki/Елистратов,_Аркадий_Иванович

Арка́дий Ива́нович Елистра́тов — российский и советский юрист, профессор административного права Казанского университета, Императорского Московского университета и Московского государственного университета.

You May Also Like

More From Author