Средняя школа

Мы рассмотрели способы, с помощью которых может быть обеспечена общедоступность школы. Но школа школе рознь. Задача народного образования не будет еще разрешена, если общедоступная школа будет давать одну только грамотность.

Просветительная цель школы состоит в том, чтобы подготовить питомцев к сознательному и самостоятельному усвоению научного знания – к университету, в широком значении этого слова. Оставляя питомца на полпути, школа не достигает своей цели.

В современной системе образовательных учреждений как бы посредствующее звено между народной школой и университетом занимает так наз. средняя школа. В своей образовательной задаче средняя школа не идет дальше той цели, которую должна достигать народная школа.

Это видно уже из самого названия “аттестата зрелости”, которым формально удостоверяется степень знаний, доставляемых средней школой. Разумеется, приобретение знаний, без которых человек еще не может почитаться “зрелым” для усвоения науки, – это общая цель школы и, следовательно, цель народной школы, а не какой-либо вне ее стоящей ступени.

Если к делу присмотреться ближе, то окажется, что народная и средняя школы – не ступени, расположенные одна над другой, но скорее виды школ, существующих рядом, независимо одна от другой.

Народная школа – это школа для всех; средняя – только для избранных: та и другая – элементарные школы, но те элементы, первоначальные познания, которые необходимы для духовной зрелости избранных, почитаются излишними для широких народных масс.

Эта мысль подтверждается отсутствием прямого, свободного перехода от народной школы к средней. Средняя школа устраивается так, что с нее можно начинать образование, минуя народную школу. С другой стороны, окончив полный курс народной школы, нельзя логически, без повторений, начинать курса средней школы.

Для того чтобы народная школа достигала своей просветительной цели, она должна подняться, по объему доставляемых ею знаний и навыков, на высоту средней школы. Будучи обособлена от народной школы, средняя школа образует известный барьер между наукой и населением. Взаимное превращение народной школы в среднюю и средней в народную приблизит науку к населению.

Возможно ли, однако, сделать общедоступной такую школу, которая сочетала бы в себе нынешние низшую и среднюю школу? Ведь средняя школа удерживает в своих стенах молодых людей до 18 лет, а иногда и более старшего возраста. На это справедливо возражают, что подобное явление свидетельствует скорее о неудачной постановке школьного дела, нежели вытекает из педагогических требований.

Как указывает Г. Ф. Шершеневич в одной из своих статей, школа с ее дисциплиной, с ее приемами изучения предметов, бесспорно, полезна и необходима для известного возраста. Но не следует злоупотреблять ею. При достижении юношей известных лет, 16 – 17, школьная обстановка начинает тяготить его; вместо того чтобы давать исток его мысли, она эту мысль запруживает.

При правильной постановке дела школа в состоянии, последовательно развивая ребенка и подростка от 6- до 16-летнего возраста, за десять лет выработать у питомца способность к самостоятельному и сознательному, критическому усвоению научного знания.

Высшая народная школа

Но, может быть, всеобщее образование молодежи и до 16-летнего возраста непомерно, неосуществимо? На Западе такая широта народного образования есть уже в той или иной мере совершившийся факт.

Так, во Франции в системе бесплатного начального обучения мы находим “высшие начальные школы” для подростков, окончивших полный курс обыкновенной начальной школы, в возрасте от 13 до 16 лет; занятия в высшей начальной школе продолжаются не менее двух лет, причем нормальным для этих школ считается трехлетний курс со значительным количеством предметов и уроков.

В Германии роль такой высшей начальной школы играют “школы для продолжения образования” подростков 14 лет, окончивших народную школу. В некоторых частях Германской Империи посещение этих школ – правда, очень скромное (не более 9 уроков в неделю) – почитается обязательным.

Так, баденское законодательство требует обязательного посещения дополнительной школы в течение одного года для девочек и двух лет для мальчиков. В Баварии, Саксонии и Гессене установлена обязанность трехлетнего посещения названной школы, и в Вюртемберге – даже до 18-летнего возраста!

В Америке, в Соединенных Штатах, окончание высшей народной школы открывает доступ в университет. В Массачусетсе учреждение высшей народной школы обязательно для каждой общины не менее 500 семейств.

Для того чтобы обеспечить населению общедоступность такой школы, необходимо соответствующим образом ограничить промысловое применение труда подростков до 16 лет. Работая на фабрике или в мастерской по 10 часов в день, подросток не может успешно продолжать курс своего школьного обучения.

Широкая постановка народного образования вызовет расходы, заставит отказаться от приложения детского труда; но эти потери в народном хозяйстве сторицей возместятся на общем подъеме производительности труда.

Как показывает статистика (Карроль Райт), рабочий в Соединенных Штатах производит ежегодно на сумму в пять раз большую, нежели русский рабочий! По данным для Соединенных Штатов Америки видно, что с увеличением продолжительности школьного периода пропорционально растет и средний заработок населения (И. X. Озеров).

Аркадий Елистратов https://ru.wikipedia.org/wiki/Елистратов,_Аркадий_Иванович

Арка́дий Ива́нович Елистра́тов — российский и советский юрист, профессор административного права Казанского университета, Императорского Московского университета и Московского государственного университета.

You May Also Like

More From Author