Игнатьевское Совещание

Особое Совещание ген.-ад. гр. Игнатьева, призванное к пересмотру исключительных законоположений, высказалось самым решительным образом против превращения чрезвычайных мер в повсеместную и постоянно действующую систему управления.

“Как свидетельствует долголетний опыт, – читаем мы в журнале Особого Совещания, – применение в широком объеме, начиная с конца 70-х годов прошлого столетия, исключительных мер для обеспечения порядка и спокойствия вообще не оправдало возлагавшихся на них надежд.

События же последних месяцев с особой очевидностью показали, что исключительные полномочия, предоставляемые со времени издания закона 1881 года административной власти, не могли предотвратить распространения самых крайних и разрушительных теорий в обширных слоях населения и оказались бессильными пресечь своевременно возникновение революционного брожения, преступной пропаганды и даже вооруженного восстания в целом ряде городов и селений”.

“Причины этого явления было бы неправильно искать в недостаточности присвоенной администрации власти или же в неумелом или слишком осторожном пользовании ею. Они коренятся глубже, вытекая из существа неправильной постановки системы управления, когда оно, наряду с твердым законом, ставит в свою основу административные распоряжения.”

“Облеченные широкими полномочиями, для действий по личному усмотрению, органы административной власти постепенно свыкались с предоставленными им в силу временных законов правами и, по истечении срока сих законов, входили с ходатайством об их возобновлении.

Несовершенства и устарелость многих действующих постоянных законов хотя и сознавались, но к немедленному устранению их в законодательном порядке не ощущалось особой надобности, так как законы эти могли быть в известной степени восполняемы путем административных распоряжений.”

“С другой стороны, и население, не видя применения нормальных законов и сталкиваясь с распоряжениями, вытекавшими не из прямого смысла общих законов, а из предоставленных исключительными правилами полномочий, утрачивало сознание их исключительности, теряло чувство законности и в то же время проникалось недовольством к произволу власти и духом оппозиции.”

“Сохранение на дальнейшее время такого ненормального положения не может быть терпимо и, с водворением обычного уклада жизни в стране, с наступлением успокоения и умиротворения, действие исключительных законоположений, под которыми ныне главным образом разумеются изданные в 1881 и 1882 годах, подлежит безусловной отмене.

Вместе с тем Совещание признает необходимым категорически выразить, что в нормальное время охранение государственного порядка и общественной безопасности может и должно быть осуществляемо лишь посредством общих и постоянных законов” (стр. 13 и 14).

По заключению Особого Совещания, исключительное положение должно быть объявляемо в законодательном порядке; лишь в случаях неотложной необходимости можно допустить его введение постановлением Совета Министров, с тем, однако, непременным условием, чтобы принятая мера немедленно представлялась на уважение законодательных учреждений.

Аркадий Елистратов https://ru.wikipedia.org/wiki/Елистратов,_Аркадий_Иванович

Арка́дий Ива́нович Елистра́тов — российский и советский юрист, профессор административного права Казанского университета, Императорского Московского университета и Московского государственного университета.

You May Also Like

More From Author