Положение чрезвычайной охраны

В местностях, объявленных в состоянии чрезвычайной охраны, исключительные положения сосредоточиваются в руках главно-начальствующего. Права главно-начальствующего присваиваются генерал-губернатору или особому лицу, по указанию Высочайшей власти.

Главно-начальствующему, независимо от полномочий, определенных положением об усиленной охране, предоставляются еще особые права.

За нарушение обязательных постановлений он вправе подвергать виновных заключению в тюрьме или крепости на три месяца или денежному штрафу до 3.000 руб.

В отношении личной свободы он располагает следующими полномочиями: в отношении печати – правом приостанавливать периодические издания на все время чрезвычайного положения; в отношении собраний – правом приостанавливать и закрывать очередные собрания сословных, земских и городских учреждений.

Главно-начальствующий вправе, далее, закрывать учебные заведения на срок до одного месяца (этот срок может быть продлен Советом Министров, по представлению министра внутренних дел).

Главно-начальствующему предоставляется право налагать секвестр на недвижимые и арест на движимые имущества и доходы с них.

Ему предоставляется, далее, право изъятия из общей подсудности уже не отдельных дел, как генерал-губернатору при усиленной охране, но всех дел о тех или иных преступлениях. Эти дела он может или передать в военный суд или разрешать в административном порядке с наложением таких же взысканий, как за нарушение обязательных постановлений.

Главно-начальствующий вправе устранять от должности чиновников всех ведомств, исключая лиц, занимающих должности первых трех классов; устранению одинаково подлежат и служащие по выборам в сословных, земских и городских учреждениях.

Военное положение

Еще более обширные полномочия получают главнокомандующий и командующий армиями в местностях, где вводится нормируемое особым законом военное положение.

Эти полномочия определены в законе лишь отчасти: помимо принудительного привлечения способных лиц к работам, уничтожения строений и истребления всего, что может благоприятствовать неприятелю, и т. д., главнокомандующий вправе принять собственной властью любую чрезвычайную меру, признанную им необходимой для охранения государственного порядка: он обязан только донести о ней Государю.

Отражение исключительного положения

Кроме положений об усиленной и чрезвычайной охране и военного, в административной практике большую роль играют чрезвычайные меры, представляющие собой своего рода отражение исключительного положения.

Согласно ст. 28 – 81 Положения 14 августа, одновременно с объявлением какой-либо местности в одном из видов исключительного положения административные власти в смежных губерниях “или даже во всех остальных местностях государства” могут получить следующие чрезвычайные полномочия: местные начальники полиции и жандармских управлений – право арестовывать политически неблагонадежных на срок до семи дней и право производить у них обыски и выемки; губернаторы и градоначальники – право не утверждать и увольнять лиц, служащих в земстве или в городском управлении по найму; наконец, министр внутренних дел – передавать, по соглашению с министром юстиции, дела о государственных и некоторых других преступлениях на рассмотрение военного суда для суждения по законам военного времени.

Уже Высочайшим указом 4 сентября 1881 г. правила о предоставлении этих полномочий властям смежных губерний были распространены на все губернии и области, которые не были объявлены в состоянии усиленной охраны. С тех пор и до настоящего времени эти правила продолжают действовать повсеместно.

Особые полномочия

Заключая нашу характеристику различных видов исключительного положения, следует еще указать на особые полномочия, предоставляемые у нас специальными узаконениями отдельным органам административной власти. Мы имеем в виду обширные чрезвычайные полномочия, которыми в России наделены начальники управления окраин, столичная администрация и т. д.

Так, в Царстве Польском начальникам края предоставлено, между прочим, право налагать в административном порядке взыскания в неопределенном размере за целый ряд поступков, имеющих чисто политическое значение. Особые чрезвычайные полномочия предоставлены также наместнику на Кавказе, Туркестанскому и Степному генерал-губернаторам и т. д.

Московскому генерал-губернатору предоставлено право подвергать собственной властью административным взысканиям в размере, установленном положением усиленной охраны, лиц, виновных в неисполнении обязательных постановлений московской городской думы по санитарной части.

Наконец, во многих губерниях их начальники наделяются, по практике, широко усвоенной Комитетом и затем Советом Министров с 1904 г., правом издавать обязательные постановления на таких же условиях, как если бы данная местность была объявлена в состоянии усиленной охраны. Таким образом, при отсутствии положения об охране, на местах может устанавливаться “особое положение”.

Теперь это особое положение у нас введено в 33 губерниях и двух областях Европейской России, в губерниях Варшавского генерал-губернаторства и в 4 губерниях и областях Азиатской России.

Положение усиленной охраны действует в Европейской России в 16 губерниях целиком, в 19 отдельных уездах и округах других губерний и областей, в 6 градоначальствах, в 5 отдельных городах, в 2 заводских поселениях и на двух линиях железных дорог; далее, на усиленной же охране состоят 7 губерний и областей на Кавказе полностью и 12 отдельных уездов и округов Кавказского края, включая г. Батум; 4 губернии Царства Польского и 14 уездов Сибири.

В Ялте и Ялтинском уезде и в Бакинском градоначальстве сохраняется чрезвычайная охрана; в Севастополе и в некоторых других местностях – военное положение. Кроме того, в порядке ст. 28 – 31 Положения 14 августа соответствующие исключительные меры распространяются на всю Империю.

Впрочем, под действием одних только этих мер в Европейской России остается лишь Гродненская губерния, да и то без Белостокского уезда (см. Выс. Указ 11 августа 1910 г.). Таким образом, местностей, живущих в России вполне нормальной гражданской жизнью, совсем нет.

Аркадий Елистратов https://ru.wikipedia.org/wiki/Елистратов,_Аркадий_Иванович

Арка́дий Ива́нович Елистра́тов — российский и советский юрист, профессор административного права Казанского университета, Императорского Московского университета и Московского государственного университета.

You May Also Like

More From Author