Исключительные положения

В действующем праве, как будет выяснено ниже, относительно порядка объявления местностей находящимися в исключительном положении существует некоторая непоследовательность.

Закон предусматривает несколько видов такой исключительности: 1) усиленную охрану[1]; 2) чрезвычайную охрану[2]; 3) военное положение и 4) чрезвычайную охрану на железных дорогах[3].

В согласии с 15 ст. О. з. первые три вида исключительных положений устанавливаются высочайшей волей: военное положение – непосредственным высочайшим повелением, усиленная и чрезвычайная охрана – высочайше утвержденным положением Совета министров по докладу министра внутренних дел.

Что же касается объявления чрезвычайной охраны на железных дорогах, то оно производится распоряжением министра путей сообщения, а в случаях, не терпящих отлагательства, – начальниками дорог.

Последнее отступление от общего правила, содержащегося в 15 ст. О. з., объясняется, по-видимому, необходимостью принятия возможно скорейших мер для обеспечения непрерывности и правильности железнодорожного движения.

По истечении одного года со дня введения положения усиленной охраны и шести месяцев со дня введения чрезвычайной о продолжении этих мер министр внутренних дел входит с представлением в Совет министров.

Совершенное прекращение исключительного положения влечет за собой немедленное восстановление полной силы действующих в обыкновенное время законов и отмену всех временных постановлений. Чрезвычайная охрана на железных дорогах прекращается распоряжением министра путей сообщения.

В случае необходимости высочайше утвержденным положением Совета министров могут быть несколько расширены также полномочия органов власти губерний, соприкасающихся с находящимися на исключительном положении.

В местностях, объявленных в состоянии усиленной охраны, права и обязанности по охранению государственного порядка и общественной безопасности возлагаются на генерал-губернаторов – как постоянных, так и временно в эти местности назначенных, а в губерниях им неподведомственных – на губернаторов и градоначальников. В пределах этих местностей упомянутые начальствующие лица могут:

1) издавать обязательные постановления по предметам, относящимся к предупреждению нарушения общественного порядка и государственной безопасности;

2) устанавливать за нарушение таковых обязательных постановлений взыскания, не превышающие трехмесячного ареста или денежного штрафа в пятьсот рублей;

3) разрешать в административном порядке дела о нарушениях изданных ими обязательных постановлений;

4) воспрещать всякие народные, общественные, даже частные собрания;

5) закрывать всякие вообще торговые и промышленные заведения как срочно, так и на все время объявленного положения усиленной охраны и

6) воспрещать отдельным личностям пребывание в местностях, объявленных в положении усиленной охраны.

От генерал-губернаторов, а в губерниях им не подчиненных – от министра внутренних дел зависит: 1) передавать на рассмотрение военного суда по законам военного времени отдельные дела о преступлениях; 2) требовать рассмотрения в судах различных дел при закрытых дверях.

Утверждение всех приговоров военного суда принадлежит генерал-губернаторам, а в местностях им не подчиненных – командующим войсками. Генерал-губернаторам и другим высшим должностным лицам предоставлено право удалять со службы всех должностных лиц местного самоуправления, за исключением служащих по выборам.

В отношении же последних названные начальники могут высказывать свое мнение о возможности ими занятия должностей. Допускается арест подозрительных лиц.

Чрезвычайная охрана. Все правила усиленной охраны сохраняют свою силу и при положении чрезвычайной охраны, поскольку они не изменяются особыми специальными полномочиями органов власти.

Генерал-губернаторам присваиваются изложенные ниже права главноначальствующих, а в случае надобности, по особым каждый раз высочайше утвержденным положениям Совета министров, и права главнокомандующих армией в военное время.

В местностях, не подчиненных генерал-губернаторам, указывается высочайшей властью то лицо, на которое возлагаются права главноначальствующего. Главноначальствующему предоставляется в пределах подведомственной ему местности:

1) право подчинять некоторые из местностей особо для того назначенным лицам и относить к предметам ведомства последних не только гражданское управление, но и командование войсками, если упомянутые лица принадлежат к военному званию;

2) право учреждать для содействия существующим органам полиции особые военно-полицейские команды;

3) право изъятия из общей подсудности дел об известного рода преступлениях с передачей их к производству военного суда или с подчинением их административному разрешению;

4) право налагать на срок объявленного положения чрезвычайной охраны секвестр на недвижимые и арест на движимые имущества и доходы с них;

5) право подвергать в административном порядке лиц заключению в тюрьме или крепости на три месяца, или аресту на тот же срок, или денежному штрафу до трех тысяч рублей как за нарушение обязательных постановлений, так и за проступки, об изъятии коих из ведомства судов будет заранее объявлено;

6) право устранять от должности на время объявленного положения чрезвычайной охраны чиновников всех ведомств, а также лиц, служащих по выборам в сословных, городских и земских учреждениях за исключением только лиц, занимающих должности первых трех классов;

7) право разрешать экстренные, приостанавливать и закрывать очередные собрания сословных, городских и земских учреждений и в каждом отдельном случае определять вопросы, подлежащие устранению из обсуждения означенных собраний;

8) право приостанавливать периодические издания на все время объявленного чрезвычайного положения и

9) право закрывать учебные заведения на срок не долее одного месяца.

О причинах принятия последней меры главноначальствующий обязывается сообщить подлежащему начальству учебного заведения, а также министру внутренних дел, который, если бы признавал настоятельно необходимым продлить срок закрытия учебного заведения, вносит о том представление в Совет министров.

На действия подчиненных главноначальствующему учреждений жалобы могут быть приносимы в порядке подчиненности в двухнедельный срок.

Военное положение[4], характеризуется тем, что при объявлении его высшее направление действий по охранению общественного порядка переходит к главнокомандующему или командующему армией.

По точному смыслу закона военное положение применяется в местностях, входящих в район театра военных действий, но практика расширяет пользование этой исключительной мерой.

Что касается прав военных начальников в отношении поддержания спокойствия, то они в общем мало чем отличаются от прав генерал-губернаторов и губернаторов при господстве чрезвычайной охраны.

Чрезвычайная охрана на железных дорогах выполняется особо учреждаемыми при управлении дороги комитетами. Комитеты эти под председательством начальника дороги состоят из заведующего передвижением войск и жандармского железнодорожного начальника. Меры, которые комитет может принимать, в общем соответствуют мерам поддержания порядка на основании положения об усиленной охране.


[1] Ibid. ст. 23-37.

[2] С. з., т. XII, ч. I, Устав путей сообщения. Приложение к ст. 575 (примеч. 17) по продолжению 1906 г.

[3] С. з., т. II, Приложение к Губ. учреждению, Приложение к ст. 23.

[4] Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей, Свод законов, т. XIV, изд. 1890 г.

Вячеслав Грибовский https://ru.wikipedia.org/wiki/Грибовский,_Вячеслав_Михайлович

Вячесла́в Миха́йлович Грибо́вский — русский юрист и писатель, доктор государственного права, профессор, действительный статский советник.

You May Also Like

More From Author