Хозяйственное управление

а) Сельское хозяйство

В настоящее время заведование мерами содействия сельскому хозяйству принадлежит главному управлению землеустройства и земледелия до департаменту земледелия. Ближайшее же попечение о местных нуждах сельского хозяйства возлагается на особых инспекторов. Узаконения, касающиеся сельского хозяйства, собраны в специальном уставе (т. XII, ч. II, Свод законов, изд. 1903 г.).

Косвенно имеющими отношение к сельскому хозяйству являются законы о переселении крестьян и мещан на свободные земли внутри империи и о выходе крестьян из общины.

Переселение нормируется законами 6 июня 1904 года и 26 апреля 1906 года[1]. Только такое переселение вызывает содействие правительства, которое отвечает соображениям его политики. Содействие это заключается в следующем.

Казенные земли отводятся переселенцам в бессрочное пользование; выдаются пособия путевые и на хозяйственное устройство; безвозмездно предоставляется лесной материал для построек; в течение первых 5 лет переселенцы не платят никаких податей, а затем 5 лет уплачивают лишь половину; отбывание воинской повинности отсрочивается на 3 года.

Для заведования переселением в Министерстве землеустройства и земледелия существует особое переселенческое управление.

Закон 14 июня 1910 года о выходе из общины был вызван желанием облегчить крестьянам переход от общинного владения землей к владению личному на правах собственности.

Было замечено, что крестьянская община, созданная главным образом ради исправного сбора с крестьян прямых налогов, очень неблагоприятно влияла на крестьянское хозяйство; она понижала энергию домохозяев, не уверенных в спокойном пользовании своим земельным участком, распоряжение которым зависело от общины. Сущность Закона 14 июня 1910 года в главных чертах сводится к следующему.

1) В определенных крестьянских обществах и селениях участки, состоявшие ко времени обнародования настоящего закона в бесспорном постоянном (не арендном) пользовании отдельных домохозяев, признаются личной их или, в подлежащих случаях, общей с другими членами семьи собственностью.

2) Каждый домохозяин, владеющий надельной землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления в личную его или, в подлежащих случаях, в общую с другими членами семьи собственность причитающуюся выходящим из общины часть означенной земли.

Применение Закона 9 ноября 1906 г. об укреплении земли в личную собственность, по полученным в Министерстве внутренних дел донесениям губернаторов, выразилось на 1 января 1911 г. в следующих результатах.

К указанному сроку за домохозяевами было вообще укреплено 10734091 дес.; об укреплении за ними земли в личную собственность заявили требования 2046420 домохозяев и окончательно в этом виде укреплена была к указанному сроку земля за 1478269 домохозяевами.

б) Лесное хозяйство[2].

Сбережение лесов регулируется: Законом 4 апреля 1888 года. Действию этого закона подлежат все леса, принадлежащие казне, удельному ведомству, разным установлениям, обществам и частным лицам. Леса, с которыми в интересах общественной пользы признано необходимым обращаться с особой осторожностью, именуются “защитными”.

К таковым закон относит леса, защищающие селения, водные и сухопутные пути сообщения от летучих песков, ледохода, размывов, удерживающее оползание почвы. В таких лесах не только запрещаются произвольные вырубки деревьев, но может быть возбраняема пастьба скота и другие виды пользования лесным имуществом.

В лесах, не признанных “защитными”, собственник менее стеснен в пользовании, но и в этом случае он не имеет права рубить лес бесконтрольно, без соблюдения требования особого плана рубки деревьев и пасти скот в молодой поросли.

Признание лесов “защитными” и утверждение планов лесного хозяйства в остальных зависит от особых коллегиальных местных учреждений смешанного состава, “лесоохранительных комитетов”.

Право заявлять комитетам о необходимости признания определенных лесов “защитными” принадлежит исключительно органам земского самоуправления отдельным ведомствам. Меры содействия к сбережению лесов и лесоразведению, между прочим, выражаются:

1) в освобождении “защитных” лесов бессрочно, а искусственно разведенных в течение 30 лет от всяких сборов;

2) назначении инструкторов для подачи советов частным лесовладельцам;

3) в дешевой продаже семян и молодых деревьев;

4) в установлении премий и наград за лесоразведение и проч.

Лесная администрация находится в заведовании главного управления землеустройства по лесному департаменту. За нарушение правил о сбережении лесов виновные подвергаются различным взысканиям. Для тушения лесных пожаров созывается окрестное сельское население на расстоянии 15 верст, обязанное работать бесплатно.

в) Охота и рыболовство[3].

Содействие охоте и рыболовству лежит на обязанности главного управления землеустройства, по департаменту земледелия. Охота регулируется Законом 3 февраля 1892 года с позднейшими дополнениями.

Согласно действующему законодательству по общему правилу никому не разрешается охотиться без выданного уездным исправником охотничьего свидетельства, а на чужой земле – кроме того, без дозволения владельца. Охотничьи свидетельства обложены особым сбором, но в некоторых случаях допускается освобождение от этого, обора.

Охотничьи свидетельства не выдаются: 1) не достигшим 17-летнего возраста; 2) состоящим под надзором полиции; 3) виновным в нарушении правил об охоте. В некоторых местностях северной и восточной России и Кавказа по исключению охота разрешается и без названного свидетельства.

Далее, закон устанавливает различные сроки для охоты на отдельные породы животных четвероногих и пернатых в зависимости от периодов и условий их размножения. В интересах сохранения охота на некоторых вымирающих пород (зубров) не разрешается вовсе. Запрещается пользование разными мучительными способами ловли и разорение гнезд.

Охота на вредных животных допускается без всяких ограничений. Не подлежит ограничениям в отношении времени года звериный охотничий промысел в Сибири. Для поддержания сроков дозволенной охоты запрещается перевозить и продавать дичь спустя 10 дней после срока, с наступлением которого охота не дозволяется.

Законодательство о рыболовстве дает очень мало общих правил и говорит главным образом о рыболовстве по отдельным речным системам и водным бассейнам. Немногие общие правила вместе с прочими находятся в Уставе сельского хозяйства (Свод законов, т. XII, ч. II, изд. 1903 года с продолжениями).

Общие правила сводятся к следующему: воды морские находятся в общем и свободном для всех пользовании; изъятия допускаются лишь для определенных местностей по особым привилегиям. Также свободно рыболовство на всех озерах, не состоящих в частном владении.

Прибрежные владельцы обязаны оставлять в общее пользование полосу по берегу шириной в 10 саженей (бечевник) для остановок рыбаков. Рыбная ловля на всех реках предоставляет собой собственность береговых владельцев. Запрещаются мучительные способы ловли и употребление орудий, препятствующих свободному выходу и входу рыбы из рек в море и свободному речному судоходству.

г) Горное дело.

Центральным органом управления горным делом является Министерство торговли и промышленности, в котором для этой цели существуют горный департамент, горный совет и ученый комитет. Относящееся к горному делу законодательство главным образом содержится в Горном уставе (Свод зак., т. VII, изд. 1893 года).

В основе русского действующего горного права лежат 2 противоположных принципа: горной свободы и распространения прав земельной собственности на недра. Горная свобода в качестве права свободного частного добывания ископаемых на чужой земле установлена, за некоторыми исключениями, в отношении казенных земель, а также частных земель в губерниях б. Царства Польского.

Для разработки недр поверхности, принадлежащей частному собственнику, требуется разрешение последнего. Свободной разработке на казенных землях подлежат: 1) металлы, кроме золота и платины; 2) каменный уголь; 3) графит; 4) сера; 5) глина, камни, асбест. Разработка драгоценных камней на Урале, золота, платины и нефти на казенных землях производится на основании особых правил.

Производство горного промысла на свободных казенных землях дозволяется как русским подданным, так и иностранным; белое духовенство устраняется. Пользование горной свободой закон разделяет на 3 момента: поиски ископаемых, разведки и самую разработку недр.

Поиски, заключающиеся в поверхностном обследовании местности, снятии планов и сборе образцов горных пород производятся без всякого разрешения. Разрешение требуется для разведок, соединенных с рубкой леса и разрытием почвы. Дозволительное свидетельство на разведку имеет силу в течение трех лет.

Горнопромышленник, желающий производить разработку найденных ископаемых, должен просить об отводе указанного законом участка земли. Местное управление казенными землями обязано в течение месяца дать разрешение на разведку или объяснить причины отказа.

Разрешение на разработку дается по удостоверении должностными лицами правильности приведенных в прошении сведений о свойствах поверхности, недра которой предполагается разработать.

Осуществление права разработки совершается при соблюдении определенных законом условий, причем горнопромышленник платит за пользование землей особую горную подать.

Он обязан начать разработку в течение трех лет по получении на то разрешения. Горнопромышленные предприятия бывают вообще или частные, или казенные, или частные, получающие разного рода пособия от казны; последние носят особое специальное наименование “посессионных заводов”.

д) Промышленность и торговля.

Дела, касающиеся частных промышленных заведений и торговли, находятся в заведовании Министерства торговли и промышленности по отделам того же наименования. Известную долю власти по специальным вопросам имеет главное по фабричным и горнозаводским делам присутствие.

В качестве совещательного учреждения существует Совет торговли и мануфактур в С.-Петербурге с отделением его в Москве. В городах с развитой торговлей и промышленностью с той же целью могут быть образуемы комитеты торговли и мануфактур.

Члены совета избираются Министром торговли; совету предоставлено представлять кандидатов. В совете председательствует товарищ министра. Члены комитетов выборные. Законоположения, касающиеся торговли и промышленности, содержатся главным образом в Уставах о промышленности и Торговом (Св. зак., т. XI, ч. II, изд. 1903 года).

По общему правилу занятие промыслами и торговлей является свободным и предоставляется как русским подданным, так и иностранцам, с некоторыми ограничениями.

Из русских подданных не могут брать промысловых свидетельств священнослужители всех исповеданий и церковные причетники; не могут вести торговых операций некоторые разряды должностных лиц в области, касающейся их обязанностей, например акцизные чиновники; торговлей не вправе заниматься состоящие на государственной службе консулы, биржевые маклеры; иностранцы не могут быть содержателями пороховых заводов; занятие же нефтяным промыслом вообще обусловливается особым разрешением.

Нехристиане не могут торговать иконами.

Учреждение акционерных компаний обусловлено правительственным разрешением.

В частности, относительно промышленности существуют следующие правила. Монополии предоставляются только государству: ведомству императрицы Марии принадлежит монополия выделки карт, доход с которых обращается на содержание воспитательных домов.

Пушечные и оружейные заводы, кроме заведений, выделывающих охотничьи ружья, являются монополией казны. Пороховые заводы не могут быть устраиваемы в некоторых губерниях, и при устройстве их должны быть соблюдаемы особые правила.

Для устройства промышленных заведений требуется разрешение соответственного местного начальства и выполнение требований санитарной, строительной и противопожарной полиции. О взаимоотношениях хозяев и рабочих было говорено выше, в § об охране труда.

Что касается торговли, то по главному правилу занятие ею обусловливается приобретением надлежащего промыслового свидетельства. Однако, как было указано выше, в отдельных случаях для производства отдельных видов торговли требуется специальное разрешение (например, для торговли ядовитыми веществами). Торговля спиртом и хлебным вином представляет собой монополию государства.

Произвольное возвышение цен со стороны торговцев запрещается под страхом уголовного наказания. Для борьбы с недобросовестной торговой спекуляцией в области предметов первой необходимости городским самоуправлением могут быть устанавливаемы таксы. Торговые заведения подлежат правительственному надзору в смысле соблюдения общих и специальных правил полиции безопасности.

В деле упорядочения взаимных отношений главы коммерческого предприятия и служебного персонала русское торговое законодательство держится весьма устарелых взглядов: оно рассматривает их с точки зрения отношения домохозяина и домочадцев, хотя в настоящее время такой взгляд не отвечает ни фактическому положению вещей, ни тому требование закона, чтобы каждый приказчик обладал личным свидетельством на право производства торгового промысла.

Для разбирательства торговых дел в некоторых городах[4] существуют специальные коммерческие суды, руководствующиеся в своей деятельности правилами особого судопроизводства. Биржевые маклеры должны быть русскими подданными и в своих званиях утверждаются Министерством торговли и промышленности.

Товарные знаки и привилегии на изобретения. Товарные знаки и привилегии защищаются законом 1896 года. Пользование торговым знаком со стороны промышленника и торговца не обязательно; лить по исключению на изделиях из золота и серебра[5] промышленник, изготовивший предмет, обязан выбить свое клеймо.

Желающий приобрести право на исключительное пользование торговым знаком должен заявить этот знак отделу торговли Министерства торговли и промышленности и получить от него свидетельство с уплатой за то установленной пошлины. Торговые знаки должны соответствовать определенным в законе требованиям.

Свидетельство имеет силу на срок от одного года до десяти лет. Употребление чужого товарного знака влечет за собой гражданскую и уголовную ответственность. Привилегии на изобретение выдаются комитетом по техническим делам, состоящим при отделе промышленности Министерства торговли. Действие привилегий срочное.

Они не разрешаются в отношении изобретений и усовершенствований, касающихся средств обороны государства: пушек, ружей и проч. Приобретение привилегии оплачивается пошлиной. Закон охраняет также право исключительного срочного пользования заявленными фабричными моделями и рисунками.

е) Монета, мера, вес.

О монете сказано выше, § 37, отдел “Монетная регалия”.

Основанием русских мер и веса служит фунт=0,40951241 килограмма; 40 фунтов=1 пуду; фунт=32 лотам или 96 золотникам; лот=8 золотникам; золотник =96 долям. Существует еще аптекарский фунт=7/8 русского фунта или 12 унциям; 1 унция=8 драхмам; 1 драхма=3 скрупулам; скрупул==20 граммам.

Основанием линейных мер является аршин=0,711200 метра; 3 аршина = 1 сажени; 500 саженей=1 версте; 1 сажень=также 7 футам; фут=12 дюймам; дюйм=10 линиям; 1 аршин=16 вершкам или 28 дюймам; вершок=1,75 дюйма.

Для измерения площадей служат квадраты или произведение двух линейных мер; для измерения поверхности земли применяется десятина – 2400 квадратных саженей; для измерения объемов служат кубы или произведение трех линейных мер; основная мера сыпучих тел – “четверик”, вмещающий при температуре 162/3° стоградусного термометра 64 фунта чистой воды при нормальном атмосферном давлении 8 четвериков=1 четверти и 2 осьминам; 1 четверик=8 гарнцам.

Основание измерения жидкостей есть “ведро”, вмещающее при температуре 162/3° 30 фунтов чистой воды при вышеуказанном условии; 1 ведро=10 штофам; 1 штоф=10 чаркам; 1 чарка=2 шкаликам. Различают еще бутылку=1/20 ведра.

Указанные измерения употребляются при всех казенных и частных сделках. По взаимному соглашению сторон разрешается пользоваться метрической системой.

Образцовый фунт и аршин хранятся в состоящей в составе Министерства торговли главной палате мер и весов, которая вообще наблюдает за сохранением однообразия и верности мерительных приборов, применяемых в промышленности и торговле. Для производства поверки и наложения правительственного клейма (штемпеля) в различных местностях империи существуют особые учреждения – “поверочные палатки”.

ж) Кредит, банки, сберегательные кассы

Кредитные учреждения разделяются на государственные, общественные и частные[6].

К государственным учреждениям относятся: Государственная комиссия погашения долгов; Государственный банк с его конторами и отделениями; Государственные сберегательные кассы; Государственные дворянский и крестьянский поземельные банки; казенные ломбарды.

Все они состоят в ведомстве Министерства финансов. Общественные учреждения суть банки: городские, дворянских, купеческих и крестьянских обществ, городские ломбарды. Частными кредитными учреждениями являются все остальные.

Государственную комиссию погашения долгов составляют: правление с канцелярией, отделы и касса. Управление состоит из управляющего и директоров. Комиссия ведет государственную долговую книгу и в числе прочих обязанностей уплачивает проценты по займам.

Государственный банк. Государственный банк имеет целью облегчение денежных оборотов, содействие при посредстве краткосрочного кредита торговле, промышленности и сельскому хозяйству, а также упрочение денежной системы.

Высшее руководство деятельностью банка принадлежит Министру финансов; текущее управление возложено на совет банка и управляющего. При совете состоят отделы, центральная бухгалтерия, инспекция, канцелярия. Банк производит разнообразные операции: учет векселей; выдачу ссуд и открытие кредитов; прием денежных вкладов всякого рода и проч.

Ему же принадлежит право выпуска государственных кредитных билетов на следующих основаниях. Сумма золота, обеспечивающего билеты, должна быть не менее половины общей суммы выпущенных в обращение кредитных билетов, когда последняя не превышает 600 миллионов рублей.

Кредитные билеты, находящиеся в обращения свыше указанной суммы, должны быть обеспечены золотом по крайней мере рубль за рубль. Государственный банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы; размен этот обеспечивается всем достоянием государства, вследствие чего государственные кредитные билеты обращаются по всей империи наравне с золотой монетой.

Государственные билеты установлены следующих видов: в 500 руб., 100 руб., 50 руб., 25 руб., 10 руб., 5 руб. и 3 руб.

Государственные сберегательные кассы имеют целью прием вкладов с уплатой на них процентов для доставления населению способов накопления сбережений. Правительство принимает на себя ответственность за целость вложенных капиталов. Вклады сберегательных касс не подлежат никаким взысканиям, кроме случаев, особо указанных в законе.

Кассы производят по поручению вкладчиков операции по покупке государственных процентных бумаг. Управление кассами состоит при совете Государственного банка. Заведование управлением возложено на особого управляющего под общим наблюдением управляющего Государственным банком.

Государственный дворянский земельный банк учрежден с целью поддержать землевладение потомственного дворянства посредством выдачи наличными деньгами срочных ссуд под залог принадлежащих дворянам земель.

Действие банка распространяется на всю Европейскую Россию, за исключением Финляндии, Варшавского генерал-губернаторства, губерний Прибалтийских и Закавказья. Управление банком возлагается на совет и управляющего с помощником. Местными учреждениями являются отделения банка.

Крестьянский поземельный банк имеет целью оказывать содействие крестьянам по приобретению находящихся в продаже земель. Действия банка распространяются на отдельные местности империи постепенно по соглашению Министров финансов и внутренних дел.

Управление его сходно с управлением банка дворянского.

Правительственные ломбарды (“ссудные кассы”). Их существует два: в Петербурге и в Москве. Они предназначены для оказания помощи имеющим безотлагательную нужду в деньгах и избавления их от ростовщиков.

Ссуды выдаются под залог движимостей. Управление ломбардами возлагается в Петербурге на одного из членов Государственного банка, а в Москве – на управляющего местной конторой названного банка.

Кредитные установления частные и общественные

Учреждение акционерных, с основным капиталом не свыше 5 миллионов рублей, банкирских контор, не обладающих уставом, а также установлений взаимного кредита зависит от разрешения Министерства финансов.

Городские общественные банки разрешаются Министерством финансов по соглашению с Министром внутренних дел. Кредитные установления, принадлежащие дворянским и купеческим обществам, существуют на основании особых уставов.

Мелкий кредит (Закон 7 июня 1904 года). Учреждения мелкого кредита имеют целью облегчить сельским хозяевам, земледельцам, ремесленникам и промышленникам производство, хозяйственных операций и улучшений. К учреждениям мелкого кредита относятся: 1) кредитные товарищества; 2) товарищества ссудосберегательные; 3) земские кассы, сельские банки и т. п.

Они дают ссуды, посредничают при покупке и продаже произведений хозяйства, принимают вклады и проч. Устройство и порядок их действий определяются образцовыми уставами.

Общее заведование ими принадлежит Государственному банку и возлагается на управление по делам мелкого кредита. При управлении состоят ревизоры, а при отделениях банка – инспектора мелкого кредита.

Мелиоративный кредит (Закон 29 мая 1900 года).

Мелиоративный кредит заключается в выдаче срочных ссуд на сельскохозяйственные улучшения из особого капитала, составляющего специальные средства Министерства земледелия.

Главное распоряжение операциями выдачи ссуд принадлежит отделу сельской экономии названного министерства; обсуждение просьб о ссудах свыше 5000 руб. происходит в особом комитете при центральном управлении, а на суммы меньшие – в местных губернских комитетах, решения которых подлежат утверждению главноуправляющего землеустройством.

Ссуды выдаются на производство работ обводнительных, осушительных, лесоразведения, разведения плодовых садов, виноградников и проч. Губернские комитеты суть учреждения смешанного состава под председательством местного начальника управления землеустройства.

з) Страхование

Страхование от огня[7]. Для страхования строений от огня в каждой губернии учреждается земское взаимное страхование; заведуют им губернские земские учреждения. Страхование это обязательно лишь для крестьянских строений. Взаимное страхование может быть учреждено также в городах, причем страхование вводится в виде страховых обществ или для одного города или, нескольких городов вместе.

Страхование ни для кого обязательности не имеет. Общее наблюдение за противопожарным взаимным страхованием сосредоточивается в Министерстве внутренних дел по отделу страхования главного управления по делам местного хозяйства. Уставы обществ взаимного страхования утверждаются Министерством внутренних дел.

Взаимное страхование виноградников от филоксеры[8] является обязательным там, где оно введено, и находится в заведовании земства или учреждений, его заменяющих. Страхование от филоксеры вводится по соглашению министра внутренних дел с главноуправляющим земледелием, а в некоторых случаях и с военным министром (для Области войска Донского).

Земские учреждения также принимают меры по страхованию от градобития, от повальных болезней домашних животных и т. п.

Правительственное страхование капиталов и доходов происходит через посредство государственных сберегательных касс.

и) Торговое мореплавание[9] представляется свободным.

Лишь каботаж (перевозка грузов и пассажиров между русскими портами) принадлежит исключительно кораблям, плавающим под русским флагом.

Необходимыми корабельными документами для русских судов являются: 1) письменный документ, указывающий собственника корабля; 2) патент на право плавания под русским флагом; 3) список служащих на корабле; 4) таможенный паспорт и мерительное свидетельство, определяющее вместимость корабля.

К занятию должностей судоводителей допускаются лишь русские подданные, имеющие дипломы на судоводительское звание. Лоцманская часть находится в заведовании Морского министерства, а для заведования торговым мореплаванием существует особый отдел в Министерстве торговли и промышленности.


[1] Св. зак., т. VIII, Устав лесной.

[2] С. з., т. XII, ч. 2, Устав сельского хозяйства, раздел 2.

[3] В Петербурге, Москве, Варшаве и Одессе.

[4] Таковые изделия требуют также клейма правительственного, удостоверяющего присутствие в предмете определенного количества благородного металла. Удостоверение это производится особыми учреждениями – “пробирными палатками”.

[5] Устав кредитный, Свод законов, т. XI, ч. II, изд. 1903 года с продолжениями.

[6] Свод правил о взаимном страховании. Свод законов, т. XII, ч. I, изд. 1908 года.

[7] Ibidem.

[8] Устав торговый, Св. зак., т. XI, ч. II, изд. 1903 года с продолжениями.

[9] Устав строительный, Св. зак., т. XII, ч. 1, изд. 1900 года с продолжениями, § 46. Пути и средства сообщения.

Вячеслав Грибовский https://ru.wikipedia.org/wiki/Грибовский,_Вячеслав_Михайлович

Вячесла́в Миха́йлович Грибо́вский — русский юрист и писатель, доктор государственного права, профессор, действительный статский советник.

You May Also Like

More From Author