Губернские установления смешанного состава под председательством губернатора

Такого рода установления имеют главным образом двоякий характер: одни из них заведуют определенным кругом дел управления, другие же по преимуществу осуществляют надзор и служат органами административной юстиции.

В общем, впрочем, и те и другие, за исключением так называемых “приказов общественного призрения”, с различными изменениями, смотря по роду дел, имеют однородный состав.

Это обыкновенно высшие представители местной администрации различных отраслей, местных судебных установлений (прокуроры, председатели судов), местного губернского общего и дворянского самоуправления (председатели земских управ, городские головы, губернские предводители дворянства) и проч.

К установлениям первого типа принадлежат:

1) Губернские статистические комитеты[1], заведующие местной административной статистикой, под руководством центральных статистических установлений Министерства внутренних дел. Комитет состоит из непременных членов вышеуказанного смешанного состава и выборных – почетных и действительных.

2) Приказы общественного призрения, сохранившиеся от времен Екатерины II в некоторых губерниях, где не введено земское самоуправление. Подчиняясь Министерству внутренних дел по Главному управлению местного хозяйства, они, по общему правилу, состоят из трех членов, “заседателей”, с присоединением к ним в некоторых местах губернских предводителей дворянства. Члены избираются от губернского дворянства, городского общества и крестьян[2].

3) Губернские распорядительные комитеты, заведующие земскими повинностями в губерниях, не имеющих земского управления[3].

4) Губернские комитеты по делам земского хозяйства в губерниях, где существует особое земское самоуправление с представителями населения не выборными, а назначенными министром внутренних дел. Комитеты эти в ближайшем будущем подлежат упразднению.

Ко второму типу относятся:

1) Губернские присутствия[4], существующие в губерниях, где введены особые органы надзора за крестьянским самоуправлением – земские начальники. Функции их – судебно-административные. В качестве установлений административных присутствия осуществляют надзор за деятельностью земских начальников и их уездных съездов;

2) Губернские по земским и городским делам присутствия[5], предназначенные для обсуждения правильности и законности постановлений органов земского и городского самоуправления;

3) Губернские по воинской повинности присутствия, наблюдающие за действиями уездных и городских воинских присутствий, производящих прием новобранцев.

Затем идут губернские присутствия по фабричным и горнозаводским делам, по промысловому налогу, по городскому налогу, по делам об обществах и союзах и, наконец, губернские оценочные комиссии, надзирающие в некоторых губерниях за производством уездными специальными установлениями оценок недвижимых имуществ для обложения их земскими и иными сборами.

Губернские установления, подлежащие надзору губернатора

К таковым относятся установления, заведующие так называемыми делами казенного управления, то есть такими, которые касаются государственного финансового хозяйства. К ним принадлежат казенные палаты, губернские акцизные управления и управления земледелия и государственных имуществ.

а) Казенная палата[6] состоит из управляющего, его помощника, начальников отделений и двух чиновников. Общее присутствие палаты, состоящее в основе из председателя-управляющего, помощника и начальников отделения, пополняется в различных случаях временными членами. Это присутствие имеет, однако, лишь совещательное значение. Решающая власть принадлежит управляющему.

Главные предметы ведения казенной палаты: заведование вообще счетоводством и отчетностью по приходу и расходу сумм, обращающихся в подведомых палате кассах; заведование личным составом, делами по производству торгов, по наложению взысканий за нарушение уставов казенного управления и тому подобное.

В своих действиях палата подчиняется Сенату и Министерству финансов. В ее заведовании находятся все местные казначейства, которые, однако, вместе с тем принимают приказания от губернского правления и губернатора.

При казенных палатах состоят податные инспектора[7], наблюдающие за правильностью торговли и помогающие палате в определении ценности и доходности имуществ, облагаемых налогом в пользу казны.

Общее присутствие палаты, с присоединением к нему городского головы губернского города и двух лиц, избранных городской думой, образует губернское по квартирному налогу присутствие[8].

Под председательством податных инспекторов в городах образуются из выбранных думой лиц городские по квартирному налогу присутствия и раскладочные по промысловому налогу присутствия[9] из некоторых представителей плательщиков соответственного налога.

б) Губернское акцизное управление[10]. Оно состоит из управляющего, ревизоров, канцелярии и других чиновников. Ему подчиняются уездные окружные акцизные управления. Оно заведует доходами в казну с разных предметов, обложенных косвенными налогами. Кроме того, в его заведовании находится казенная монополия продажи водки и спирта и казенные заводы, вырабатывающие этот продукт.

в) Управление земледелия и государственных имуществ[11]. Компетенция его видна из самого названия. Оно состоит из начальника управления, помощника, чиновников особых поручений, делопроизводителей, инспекторов сельского хозяйства. Управление это имеется не в каждой губернии; нередко оно распространяет свою власть на две и более губерний.

Контрольная палата, будучи губернским установлением, надзору губернатора не подчиняется[12]. Она зависит непосредственно от государственного контролера и самостоятельно проверяет обороты казенных сумм в местных установлениях. Палата состоит из управляющего, его помощника, ревизоров с помощниками и других чиновников.


[1] Ibid. т. XIII (Устав об общественном призрении), ст. 65-167.

[2] Ibid. т. IV (Устав о земских повинностях), ст. 18-21.

[3] Ibid. т. IX (Положение о сельском состоянии), ст. 96-124.

[4] Ibid. т. II, Положение о губернских и уездных земских учреждениях, ст. 8-12.

[5] Ibid. т. II, О. г. у., ст. 1001-1064.

[6] Ibid. ст. 1065.

[7] Св. зак., т. V (Устав о прямых налогах), ст. 757-776.

[8] Ibid. ст. 385.

[9] Ibid. (Свод уставов об акцизных сборах) ст. 5-9.

[10] Св. зак., т. II (О. у. г.), ст. 1122-1133.

[11] Ibid. ст. 1134-1151.

[12] Ibid. ст. 633-636.

Вячеслав Грибовский https://ru.wikipedia.org/wiki/Грибовский,_Вячеслав_Михайлович

Вячесла́в Миха́йлович Грибо́вский — русский юрист и писатель, доктор государственного права, профессор, действительный статский советник.

You May Also Like

More From Author