Особенности местного управления

Местное управление обладает особенностями по преимуществу на окраинах империи. В свою очередь особенности эти главным образом сводятся к тому, что, с одной стороны, установления приспособляются к местным условиям, а с другой – вследствие удаленности окраин от центра и по большей части иноплеменного состава населения органы власти пользуются более широкими полномочиями.

В частности, последняя особенность выражается в подчинении некоторых местностей не Министерству внутренних дел, а военному, а также в объединении отдельных губерний и областей под управлением отдельных, наделенных большими полномочиями начальников.

Наместничество Кавказское[1], восстановленное 21 февраля 1905 года. Все высшее управление наместничеством сосредоточивается в руках непосредственно назначенного монархом и ему же подчиненного наместника.

Наместник (он же командующий войсками и “наказной атаман” казачьих войск) имеет право, помимо министров, разрешать на основании законов все возникающие на месте вопросы управления, принимать исключительные меры, донося о них непосредственно самому императору.

Наместник обладает правами министра в отношении должностных лиц всех местных установлений, за исключением чиновников государственного контроля и Министерства юстиции. Он может отменять с донесением о том Сенату постановления всех губернских и областных административных установлений.

Наместнику в общем порядке принадлежат некоторые особые права по охране государственной и общественной безопасности, которые обыкновенно предоставляются местным начальникам лишь при установлении исключительных положений и проч.

При наместнике состоят два помощника, один – по военной, другой – по гражданской части, и совет, в котором председательствует (и в других случаях имеющий право заменять наместника) гражданский помощник.

Совет состоит из директора канцелярии наместника и представителей министерств: внутренних дел, финансов, землеустройства и земледелия и юстиции. Совет обладает как совещательным, так в определенных случаях и решающим значением. Местные учреждения в незначительной степени уклоняются от общего типа.

Губернии бывшего Царства Польского[2]. Во главе управления этими губерниями находится генерал-губернатор, которому, помимо общих генерал-губернаторских прав, принадлежат большие полномочия полицейского и отчасти судебного характера. При генерал-губернаторе имеются два помощника, один специально по полицейской части, и совещание из помощников и различных представителей местной администрации и суда.

Устройство губернских установлений в общем такое же, как и в Центральной России, но в уездах начальниками их являются не исправники, а начальники уездов с помощниками, образующие присутствие уездного управления, куда по делам, их касающимся, призываются уездный врач, архитектор и другие чиновники. Делами общественного призрения ведают особые губернские и уездные советы.

Область войска Донского[3] находится в подчинении военного министерства. Во главе ее стоит наказной атаман, в отношении гражданского управления приравниваемый к генерал-губернатору, по отношению же военного – к командующему войсками.

При наказном атамане находится общее присутствие из его помощника и трех советников, избираемых дворянством. Присутствие является органом по некоторым делам совещательным, по некоторым же – решающим.

Туркестанское генерал-губернаторство[4] состоит в заведовании военного министерства. Генерал-губернатору принадлежат некоторые чрезвычайные полицейские, судебные и отчасти дипломатические полномочия (непосредственные сношения с бухарским эмиром и хивинским ханом).

При генерал-губернаторе находится совет смешанного административного и отчасти судебного состава, обладающий как совещательными, так и решающими функциями. Входящие в состав генерал-губернаторства области вверены военным губернаторам, при которых имеются областные управления из членов, назначаемых генерал-губернатором.

Сибирские губернии[5]. Две из них непосредственно подчинены Министерству внутренних дел (Тобольская и Томская), и две входят в состав Иркутского генерал-губернаторства (Иркутская и Енисейская). В этих губерниях особый состав имеют общие присутствия губернских правлений, куда входит целый ряд представителей местных административных и судебных установлений.

Незначительные особенности в управлении представляют генерал-губернаторства Приамурское и Степное. Между прочим, во главе областей этих генерал-губернаторств стоят военные губернаторы.


[1] С. з., т. II, Учреждение управления губерний Царства Польского.

[2] Ibid. Учреждение гражданского управления казаков, ст. 4-138.

[3] Ibid. Положение об управлении Туркестанского края.

[4] Ibid. Учреждение Сибирское.

[5] С. з., т. II, Положение о губернских и уездных земских учреждениях.

Вячеслав Грибовский https://ru.wikipedia.org/wiki/Грибовский,_Вячеслав_Михайлович

Вячесла́в Миха́йлович Грибо́вский — русский юрист и писатель, доктор государственного права, профессор, действительный статский советник.

You May Also Like

More From Author