Рецепция римского права

Возрождение изучения римского права не было продуктом какой-либо прихоти ученых докторов; потребность в нем вызывалась самой жизнью. Мы видели уже, какие причины не только не дали римскому праву исчезнуть, но, напротив, способствовали его все большему и большему распространению даже в относительно глухую эпоху раннего средневековья.

Чем далее развивалась жизнь новых народов, тем сильнее должны были действовать эти причины и тем шире должно было раскидываться влияние римского права[1].

В политической и социальной жизни Западной Европы совершались глубокие изменения. Старый феодальный порядок разрушался, и государства стремились к созданию сильной центральной власти в лице королей. Римское право юстиниановского Свода было построено как раз на принципе абсолютной власти монарха и в этом отношении шло навстречу этому стремлению.

Воспитанные на римском праве юристы, так называемые легисты, были деятельными помощниками королей в их борьбе с феодалами; опираясь на римское право, они оспаривали право последних на юрисдикцию и упорно проводили мысль, что единственным источником правосудия может быть только король. Этим они способствовали объединению суда в государстве.

Экономическая жизнь развивалась; торговый оборот, как внутренний, так и международный, усиливался; города расцветали во всей Европе, не оставалась нетронутой и деревня.

Местное, национальное право покоилось на недостаточно ясных обычаях и было до крайности раздроблено: не только каждая местность, но и каждая социальная группа жила по своему особому праву – Lehnrecht, Hofrecht, Landrecht, Stadtrecht, Zunftrecht, Bauernrecht[2] и т.д.

Имущественные права, сложившиеся на почве феодального строя, были обременены разнообразными ограничениями, да и вся человеческая личность была связана различными видами зависимости – феодальной, общинной, родовой, семейной.

Все это создавало чрезвычайные затруднения для экономического прогресса: если Европа должна была двигаться вперед, она должна была радикально перестроить себя. И во всех указанных отношениях римское право шло навстречу прогрессивным течениям того времени. Взамен неясных и спорных обычаев оно несло вполне определенное, писаное право – lex scripta.

Взамен раздробленных до крайности правовых систем оно предлагало право, единое для всех мест и сословных групп. Оно несло формы, способные регулировать самые сложные отношения торгового оборота; оно проповедовало освобождение личности и свободу собственности, развязывало личную энергию, необходимую для более интенсивной экономической деятельности.

Неудивительно поэтому, что главными деятелями в деле привития римского права были те социальные элементы, которые были живее заинтересованы в указанном политическом и экономическом прогрессе: королевская власть, интеллигенция, но прежде всего – торговое сословие и города.

Упорнее всего держалось за свои обычаи и противилось римскому праву крестьянство: во время крестьянского восстания 1525 г. в Германии крестьяне требовали решительного устранения всех “докторов права”.

Но экономическое развитие шло вперед; римское право, распространяемое учеными юристами – глоссаторами и комментаторами – с кафедр, проникало в жизнь, и это восприятие римского права Западной Европой носит название рецепции римского права.

Однако эта рецепция осуществилась в разных частях Европы не в одинаковой степени и неодинаковыми путями.

О непрерывном росте влияния римского права в странах романских (Италия, Испания, Южная Франция) было уже указано выше. В частности, в Италии уже в XI в. школой лангобардского права в Павии было провозглашено, что римское право есть lex generalis omnium и что оно во всех случаях может являться источником для восполнения местного права.

Точно так же в Испании, даже после отмены “Breviarium Alaricianum”, римское право не потеряло своего восполняющего значения: его положения проводились здесь на том основании, что aequitas есть общий субсидиарный источник права, а положения римского права вытекают, по мнению испанских юристов, из самой aequitas. Этим объясняется отмеченное выше огромное практическое значение комментариев Бартола в испанских судах.

Еще большее значение имело римское право во Франции: южная часть ее – pays de droit écrit – была всецело подчинена ему. Наглядным памятником живого действия римского права является недавно открытая оригинальная компиляция римских источников на провансальском языке, относящаяся к половине XII в., – так наз. lo codi; это есть практическое руководство для провансальских судей, составленное уже под влиянием глоссаторских учений, но в то же время трактующее вопросы права с известной свободой и самостоятельностью.

Под влиянием глоссаторов действовавшее здесь дотоле “Breviarium Alaricianum” мало-помалу в судебной практике заменяется “Corpus Juris Civilis” Юстиниана. Однако и северная Франция – pays de droit coutumier – далеко не осталась в стороне от римского влияния.

Уже очень рано там возникло преподавание римского права, причем центром его был университет в Орлеане: здесь, по всем соображениям, был составлен и упомянутый выше “Brachylogus” в конце XI или начале XII в. Впоследствии к Орлеанскому университету присоединился Парижский.

Римское право оказывает воздействие на местные обычаи: это воздействие сказывается, например, даже на известном старом сборнике обычного права “Coutume de Beauvaisis”, составленном Бомануаром во второй половине XIII в. Чем далее, тем это влияние делается сильнее.

Образованные юристы группируются около королевской власти, проникают в администрацию и суды и разными путями проводят в жизнь усвоенные ими учения римского права; положения последнего проникают в судебные решения и в ордонансы королей.

Мало-помалу резкая разница между Францией южной и северной стирается, национальное право и римское перерабатываются в одну правовую систему, которая и находит себе затем выражение в Кодексе Наполеона 1804 г.

Не чуждо было влияние римского права и Англии. В XII столетии здесь возникло преподавание римского права, поставленное глоссатором Вакарием (Vacarius). В XIII в. быстро растущее влияние римского права вызвало сильную оппозицию, в особенности со стороны местной знати; тем не менее преподавание его не прекращалось.

Римское право и здесь “оказало мощное влияние на развитие юридических доктрин в критическую эпоху XII и XIII веков, когда закладывалось основание общего права (common law)”[3]. Учения римского права отразились на известных юридических трактатах Гленвилля (около 1190 г.) и Брактона (“De legibus et consuetudinibus Angliae”[4], около 1256 г.), имевших большое значение в судах.

Но феодальный строй в Англии был сильнее, чем в других странах; он сходил со сцены медленнее, и это накладывало свой отпечаток на всю историю страны. Вследствие этого влияние римского права в дальнейшем развитии английского права далеко не было так значительно, как на континенте.

Совершенно особый характер приобрела рецепция римского права в Германии.

Помимо общих причин, вызывавших распространение римского права везде, в Германии рецепции его способствовало еще и то обстоятельство, что так называемая Священная Римская империя считалась продолжением прежней Римской империи, а императоры первой непосредственными преемниками императоров последней.

Вследствие этого Юстиниановский Свод склонны были считать как бы отечественным кодексом, а с другой стороны, законы императоров Священной Римской империи прибавляли к юстиниановскому кодексу как его непосредственное продолжение.

Фикция эта значительно облегчала дорогу римскому праву в Германии; если везде королевская власть в своей борьбе с феодализмом старалась опереться на римское право и легистов, то германские императоры оказывали ему особое покровительство: выше было упомянуто о привилегиях, данных Фридрихом I Болонскому университету.

В значительной степени в этом тяготении к римскому праву играла роль и идея единого общеимперского права, идея национального объединения Германии, осуществившаяся лишь в XIX столетии.

Германские императоры в высокой степени содействовали распространению юридического преподавания; покровительство Болонье сменилось впоследствии учреждением собственных университетов. Так, начиная с XIV столетия, возникает целый ряд немецких университетов – в Праге (1348), Вене (1368), Гейдельберге (1386), Кельне (1388), Эрфурте (1392), Вюрцбурге (1402), Лейпциге (1409) и т.д.

И в Германии образованные юристы занимают все более и более влиятельные места в администрации и судах. В частности, в судах мало-помалу они вытесняют неученых народных судей – шеффенов.

Первоначально юристы фигурируют в судах шеффенов лишь в качестве секретарей и протоколистов, которые, однако, мало-помалу начинают не только записывать состоявшиеся решения шеффенов, но и подготовлять их, причем, разумеется, при подготовке решения они широко пользуются своими знаниями римского права. Но затем ученые юристы проникают в суды уже в качестве судей, вытесняя шеффенов.

Большое значение в этом направлении имело учреждение в 1495 г. общеимперского суда – Reichskammergericht. При самом его учреждении было установлено, что из общего числа его членов (16) половина должна состоять из ученых-юристов, а впоследствии было предписано, чтобы и другая половина избиралась также из лиц, знакомых с римским правом.

При решении дел общеимперский суд должен был судить прежде всего “nach des Reichs gemeinen Rechten”[5], то есть на основании римского права, и лишь во второй линии он должен был принимать во внимание “доброе” немецкое право (“redliche, ehrbare und leidliche Ordnungen, Statuten und Gewohnheiten”[6], на которые сошлются стороны (“die für sie bracht werden”). Таким образом, действие римского права было санкционировано прямым законом.

Вслед за Reichskammergericht подобным же образом реформируются другие суды, и для римского права была открыта широкая дорога.

Влияние ученой, университетской юриспруденции на практику поддерживается и институтом Aktenversendung: в сомнительных случаях суды пересылали спорное дело со всеми актами тому или другому юридическому факультету, который и постановлял свое заключение.

В результате всех этих причин к концу XVI – XVII в. римское право было реципировано в Германии прямо и непосредственно. “Corpus Juris Civilis” Юстиниана стал законом, на который ссылались стороны, которым мотивировали свои решения суды. Римское право было реципировано при этом не в виде тех или иных отдельных его положений, которые были усвоены путем практики, а все целиком – in complexu.

Правда, оно реципировано в принципе in subsidium[7] – лишь на случай недостатка соответствующей нормы германского права (“Landsrecht bricht Reichsrecht”), но практически римское право играет роль более чем субсидарную: римское право должен знать суд; кто ссылается на римское право, тот “habet fundatam intentionem”[8], местное же право (Landrecht) должно быть суду еще доказано, что по отношению к обычному праву представляет часто значительные затруднения.

Но реципировано было римское право в таком виде, в каком оно преподавалось с кафедры глоссаторами и комментаторами. Вследствие этого все то, что было выброшено ими, не имеет значения и для судов – “quod non agnoscit glossa, non agnoscit curia”[9]; в частности, нельзя ссылаться на греческие тексты – “graeca non leguntur”.

Уже в учениях глоссаторов и комментаторов римское право подверглось значительным изменениям; будучи реципировано и став непосредственным законом, оно продолжало модифицироваться далее.

Воскреснув для жизни среди новых народов, оно приспособляется в практике судов к этой новой жизни. Так мало-помалу создается обновленное римское право – то, которое носит название usus modernus Pandectarum или “современное римское право” (“heutiges römisches Recht”).

Это право и действовало в Германии вплоть до самого последнего времени, хотя, начиная с XVIII в., территория его формального действия постепенно стала сокращаться. Мало-помалу в наиболее крупных государствах Германии возникло стремление к кодифицированию гражданского права в целях переработки римского и национального права в нечто единое.

Так, в 1756 г. издается в Баварии “Codex Maximilianeus Bavaricus”[10], в 1794 г. в Пруссии – Прусское земское уложение (Preussisches Landsrecht), в 1811 г. в Австрии – Общее гражданское уложение, в 1863 г. – Саксонское уложение. Все эти национальные кодексы устраняли на территории данных государств формальное применение римского права, но оно оставалось в силе в остальных княжествах.

После объединения Германии в 1871 г. стала настойчиво проводиться мысль о необходимости единого гражданского права для всей империи. С целью выработки такого общеимперского гражданского кодекса в 1874 г. была назначена комиссия, которая в 1888 г. представила проект уложения.

Этот (первый) проект подвергся весьма оживленному обсуждению в литературе и разных обществах, причем его упрекали главным образом в том, что он излишне романистичен (“der kleine Windscheid”[11], то есть переложение учебника римского права, составленного Виндшейдом). Ввиду этого проект был пересмотрен и в 1896 г. был принят законодательными палатами, а с 1 января 1900 г. вступил в действие.

Только с этого момента римское право утратило свое формальное действие окончательно. Но все самое ценное из него, все то, что составляло его подлинное универсальное ядро, продолжает по существу жить и теперь в новых кодексах Западной Европы, комбинируясь с началами нового права.


[1] Моддерман А. Рецепция римского права. Русск. пер. Ф. Каминки; Муромцев. Рецепция римского права на Западе. 1886; Виноградов П.Г. Римское право в средневековой Европе. 1910.

[2] Lehnrecht, Hofrecht, Landrecht, Stadtrecht, Zunftrecht, Bauernrecht (нем.) – “ленное право, вотчинное право, земское право, муниципальное право, цеховое право, крестьянское право”.

[3] Виноградов П.Г. Римское право в средневековой Европе. С. 61.

[4] “De legibus et consuetudinibus Angliae” – “О законах и обычаях Англии”.

[5] Nach des Reichs gemeinen Rechten (нем.) – “на основании общего права Империи”.

[6] Redliche, ehrbare und leidliche Ordnungen, Statuten und Gewohnheiten (нем.) – “честные, почтенные и хорошие правила, установления и обычаи”.

[7] In subsidium – “в помощь”.

[8] Habet fundatam intentionem – “имеет обоснованную претензию”.

[9] Quod non agnoscit glossa, non agnoscit curia – “что не признает глосса, не признает и суд”.

[10] “Codex Maximilianeus Bavaricus” – “Баварский кодекс Максимилиана”.

[11] Der kleine Windscheid (нем.) – “маленький Виндшейд”.

Иосиф Покровский

Российский правовед, профессор, доктор римского права.

You May Also Like

More From Author