Press "Enter" to skip to content

Исторический очерк развития гражданского правоведения и методов его обработки

Как, почему, благодаря каким влияниям и путем каких методов обработки гражданское правоведение стало подниматься на степень науки, это покажет посвящаемый ему краткий исторический очерк, имеющий тем больше значения, что без него нам недоставало бы критерия для оценки тех состояний гражданского права и тех течений в его обработке, которые встречаются не только в прошлом, но и в настоящем нашей науки.

Кроме того, исторический очерк хода гражданского правоведения окажет нам незаменимые услуги как для более точного определения его задач и целей, так и для установления правильного соотношения между его отдельными сторонами, из которых только одна, а именно догматическое правоведение, сделается предметом нашего изучения.

О всем развитии гражданского права можно сказать, что оно тесно связано с судьбами римского права в Западной Европе. Уже в Средние века и задолго до того, чем можно было говорить о научной разработке туземного права европейских народов, римское право вступило существенным элементом в европейскую культуру, и гражданское правоведение стало не чем иным, как знанием римского гражданского права.

Advertisement

Все категории юридического мышления были заимствованы из права древних римлян, и им подчинены если не все, то важнейшие явления не только общей с древнеримской, но и отличной от нее средневековой юридической жизни.

Правда, что и само римское право значительно видоизменилось и прониклось элементами той новой среды, в которую оно вводилось еще в Средние века. Но чрезвычайное влияние его как на все развитие западноевропейского права, которое сделалось, можно сказать, римским, так и, в частности, на способы его обработки – стоит вне спора[1].

Римскому гению приписывают не без основания даже честь открытия гражданского права в смысле признания за личностью самостоятельных субъективных прав, обособленных от элементов публичного права.

Гражданское право выступает у римлян впервые как абстрактное право, имеющее свой корень в индивидуальной свободе и принадлежащее в равной мере всем римским гражданам. В таком понимании гражданского права некоторые писатели видят уже не без преувеличения и объяснение всемирно исторической роли римского права[2].

Advertisement

Достоверно можно утверждать только то, что всемирно историческое значение римского права заключается не в его абсолютной ценности для всех народов, как это не раз утверждалось многими юристами, усматривавшими в нем так наз. “писаный разум” (ratio scripta), а в том, что, указав на существеннейший момент в понятии всякого права, на его коренное отношение к индивиду, римское право дало такое развитие этому моменту, что именно это обстоятельство и сделало его не только образцом и предметом подражания для всех культурных народов, но и показателем освобождения от средневековых форм мышления и подавления личности.

Так же достоверно можно утверждать, что первоначальные состояния права не знают ни гражданского права, ни его обработки и что с этой обработкой мы встречаемся впервые у римских юристов конца Республики и так назыв. “классического периода” римской юриспруденции.

Начнем с первых удостоверенных историей общественных стадий, когда о постановке научных задач правоведения не могло быть и речи. Ограничимся, притом, указаниями на древнеримское и средневековое германское право как на наиболее обследованные системы права.


[1] Stobbe. Handbuch des deutschen Privatrechts. 1893. 3-te Aufl. I. С. 23 и след.

Advertisement

[2] Bruns-Lenel. Geschichte und Quellen des romischen Rechts // Holtzendorff’s Encyclopadie der Rechtswiss. 6-te Aufl. 1904. I. С. 78-79.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.

You cannot copy content of this page