Положение усиленной охраны

Положение 14 августа 1881 года устанавливает две степени чрезвычайных мер: усиленную и чрезвычайную охрану. Эти меры вводятся в действие в случаях, когда “для охранения порядка применение действующих постоянных законов окажется недостаточным”, через Высочайше утвержденное положение Совета Министров, по представлению министра внутренних дел.

В случаях же прекращения железнодорожных, почтовых и телеграфных сообщений либо замешательства в их правильности местным властям предоставляется право прибегать к применению чрезвычайных мероприятий без испрошения на то разрешения центральной власти.

При объявлении положения об охране должны быть в точности определяемы местности, на которые распространяются исключительные меры. Срок действия положения об усиленной охране – годичный и о чрезвычайной охране – полугодовой. Но по истечении срока действие этих мер может быть возобновляемо на новые сроки, “буде в том окажется надобность”, по представлению министра внутренних дел в Совет Министров.

В местностях, объявленных в состоянии усиленной охраны, увеличиваются полномочия местных властей (генерал-губернаторов, губернаторов и градоначальников) по охранению государственного порядка и общественной безопасности.

Местные власти приобретают право издавать обязательные постановления по предметам, относящимся к предупреждению нарушения общественного порядка и государственной безопасности, и устанавливать за нарушение таковых обязательных постановлений взыскания, не превышающие трехмесячного ареста или денежного штрафа в 500 рублей. Эти взыскания налагаются без суда, в административном порядке.

Права личной свободы подвергаются существенным ограничениям.

1. Ограничивается личная неприкосновенность. Местные начальники полиции и жандармских управлений получают право делать распоряжения о предварительном задержании на время до двух недель всех лиц, “внушающих основательное подозрение в совершении государственных преступлений или в прикосновенности к ним, а равно в принадлежности к противозаконным сообществам”.

По распоряжению местного губернатора или градоначальника срок предварительного ареста может быть продолжен до одного месяца со дня задержания. Предварительный арест лиц, предназначенных к высылке в определенную местность, может, по распоряжению министра внутренних дел, быть продолжен впредь до разрешения вопроса о высылке их.

Кроме права задержания, местные начальники полиции и жандармских управлений получают право делать распоряжения о производстве, во всякое время, обысков во всех без исключения помещениях, фабриках, заводах и т. п. и о наложении ареста на всякого рода имущество, “указывающее на преступность действий или намерений заподозренного лица”.

2. Ограничивается свобода передвижения: правило о том, что никто не обязан иметь вида на жительство в месте постоянного своего жительства, может быть парализовано обязательными постановлениями, издаваемыми на основании положения об охране.

Вместе с тем отдельным личностям может быть воспрещено совсем пребывание в местностях, объявленных в положении усиленной охраны. Высылка лиц политически неблагонадежных производится при этом непосредственным распоряжением местных властей (генерал-губернатора, губернатора или градоначальника).

Но ссылка в определенную местность (хотя бы на родину, но с обязательством безотлучного там пребывания) политически неблагонадежных, а равно ссылка или просто высылка лиц порочных, может приводиться в исполнение местными властями не иначе, как по рассмотрении предположенной ими меры Особым Совещанием при министре внутренних дел и по утверждении ее министром.

3. Ограничивается свобода собраний: местным властям предоставляется воспрещать “всякие народные, общественные и даже частные собрания”.

4. Ограничивается свобода промыслов: местные власти вправе делать распоряжения о закрытии всяких вообще торговых и промышленных заведений как срочно, так и на все время усиленной охраны.

5. В отношении права печати положение об усиленной охране не дает прямых постановлений. Зато косвенно оно вооружает местные власти целым рядом административных мер для борьбы с печатью.

Нежелательное направление печати может быть предусмотрено в обязательных постановлениях, и, таким образом, против редактора и издателя выдвинута угроза ареста и штрафа в административном порядке. Далее, редактор, а равно и любой сотрудник, по политической неблагонадежности может быть выслан из данной местности.

Наконец, пользуясь правом закрыть любое торговое и промышленное заведение, местная власть может лишить орган периодической печати возможности продолжать свое существование закрытием той типографии, где он печатается.

Кроме издания обязательных постановлений и ограничений в правах личной свободы, к содержанию положения об усиленной охране относится право генерал-губернатора и министра внутренних дел передавать на рассмотрение военного суда отдельные дела о преступлениях, предусмотренных общими уголовными законами, для суждения их по законам военного времени.

Следует, наконец, упомянуть о праве губернатора или градоначальника не утверждать, по неблагонадежности, а равно немедленно увольнять от должностей по земству и городу представителей так наз. третьего элемента – лиц, служащих в земских и городских установлениях по найму.

Аркадий Елистратов https://ru.wikipedia.org/wiki/Елистратов,_Аркадий_Иванович

Арка́дий Ива́нович Елистра́тов — российский и советский юрист, профессор административного права Казанского университета, Императорского Московского университета и Московского государственного университета.

You May Also Like

More From Author