Закрытие дверей суда властью администрации

Наконец, последний случай отступления от гласности составляет ограничение ее по распоряжению высших властей административных, для суда обязательному.

Судебным уставам этот случай неизвестен. Власть администрации узаконена была впервые только в 1878 г. ввиду политических тревог нашей внутренней жизни и ныне определяется ст. 17 Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия 4 сентября 1881 г., которая предоставляет власти генерал-губернатора или министра внутренних дел право требовать разбирательства при закрытых дверях всякого судебного дела, “публичное рассмотрение коего может послужить поводом к возбуждению умов и нарушению порядка”.

Правило это имеет силу только в местностях, установленным для того порядком объявленных на положении усиленной или (ст. 23 того же закона) чрезвычайной охраны. Не подлежит сомнению, что оно может быть применено и к делам, возбужденным ранее установления положения охраны; достаточно, чтобы судебное разбирательство приходилось на это время.

Но если распоряжение о закрытии заседания состоялось во время действия положения об охране, а судебное заседание по делу назначается после устранения его, то состоявшееся распоряжение о закрытии дверей заседания для суда утрачивает обязательность.

Власть органов администрации требовать негласного разбирательства распространяется на все судебные установления, находящиеся в местности, объявленной на положении охраны. Ей одинаково должны подчиняться как мировые, так и общие судебные установления, как суды первой, так и второй степени. От подчинения ей свободен только Сенат как учреждение центральное, выше местных властей стоящее.

Орган администрации, от которого зависит применение рассматриваемой меры, есть генерал-губернатор. Министр внутренних дел заменяет его в местностях, не подчиненных особым генерал-губернаторам. Никаким иным местам и лицам право применения ее не предоставлено.

Закон не ограничивает административную власть родом дел, по которым ей предоставлено право требовать закрытия дверей заседания; к этой мере она может прибегнуть по всякому делу, подлежащему производству в суде.

Но ее она может требовать только по мотивам общественной безопасности; администрация должна указать, что публичное рассмотрение данного дела, по ее мнению, может послужить поводом к возбуждению умов и нарушению порядка.

Суд не властен входить в оценку основательности такого указания, но он может и должен отвергнуть требование о закрытии заседания, основанное на иных мотивах, кроме мотивов безопасности, например на мотивах ограждения нравственности. Немотивированное требование равным образом для суда не обязательно.

Но затем для суда остаются в силе правила о пределах ограничения гласности, указанные в ст. 622-624 УУС, так как об отмене их нет прямого указания в законе 4 сентября, по точному смыслу его видоизменяющего только ст. 89, 620 и 621 УУС.

Поэтому председатель по собственному почину или по просьбе сторон может дать разрешение некоторым лицам оставаться в зале заседания. Двери его закрываются только перед началом чтения обвинительного акта или перед изложением доклада, а судебный приговор во всяком случае объявляется публично.

Иван Фойницкий

Иван Яковлевич Фойницкий — известный российский учёный-юрист, криминолог, ординарный профессор, товарищ обер-прокурора Уголовного кассационного департамента Правительствующего сената. Тайный советник.

You May Also Like

More From Author