Состав заседаний. Единоличное и коллегиальное начала. Председатель заседания, его права.

В деятельности административной, где требуются быстрота и исполнительность, господствует принцип единоличности. Им обеспечиваются цельность и быстрота деятельности и сосредоточивается на одном лице вся за нее ответственность.

Его настоятельно рекомендовал Бентам и для судебной деятельности, находя коллегиальность излишней и вредной. Товарищи, к судье прибавляемые, говорит он, могут быть в сравнении с последним или менее способны и сведущи, или одинаково способны и сведущи, или более способны и сведущи.

В первом случае они будут вредить делу, во втором участие их не нужно, так как то же сделает и один судья, в третьем случае функции правосудия следует поручить одному из них вместо судьи.

Коллегиальность в судебной деятельности, по мнению Бентама, вредна потому, что она уменьшает сознание ответственности в каждом служителе правосудия, развивает апатию и пассивное отношение к делу, крайне затрудняя вместе с тем и удовлетворительное решение вопроса о замещении судебных вакансий, так как приискать меньшее число хороших судей и щедро оплачивать их легче, чем большое.

Взгляды Бентама, однако, не нашли себе применения, и перевес получили противоположные взгляды Монтескье. Всюду в судебной организации коллегиальная форма преобладает над единоличной, которая допускается только в судах низших, для разрешения дел наименьшей важности учрежденных.

Главный интерес судебной деятельности – не быстрота разбирательства, а спокойное, всестороннее и нелицеприятное разрешение дела. Судебные дела далеко не тождественны между собой; одному судье могут быть ближе известны одни стороны их, другому – иные.

Даже изучение законодательства специализируется; нет судьи, которому бы одинаково хорошо были известны все части законодательства, и пробелы знаний могут быть взаимно дополняемы судьями с большой пользой для дела. Поэтому отрицать пользу совещания, а следовательно, и коллегиальности невозможно.

Возражения против коллегиальности у Бентама стоят в тесной связи с предположенной им организацией суда. Каждый суд, по его мнению, должен быть представляем одним ответственным судьей, имеющим помощников, за которых он также отвечает лично и которых назначает сам.

Правительство может сменить судью в любой момент, как только он окажется негодным, с сохранением, однако, содержания. Ни несменяемость, ни частный порядок службы, для помощников им защищаемый, несогласны с общепринятым судебным строем.

Коллегиальность принята и нашим правом за исключением только первой степени местного суда. Заседания судебных мест, равно как их департаментов и отделений, должны состоять не менее как из трех членов, в том числе председателя, или первоприсутствующего (ст. 140 УСУ); в заседаниях съезда должно быть не менее трех судей, считая и председателя (ст. 56 УСУ).

В заседании отделений кассационных департаментов присутствует не менее трех сенаторов, а в департаменте – не менее семи. В заседаниях общих собраний, по закону 1885 г., должно быть не менее 2/3 всего состава суда.

Сверх того в некоторых заседаниях обязательно участвуют прокурор (ст. 58, 141 УСУ), секретарь (ст. 140 УСУ) и другие лица. Наконец, есть заседания, состоящие из двух коллегий; таковы заседания с участием присяжных заседателей, о которых мы скажем ниже.

Председатели разделяются на председателей суда, председателей части суда (департамента или отделения) и председателей заседаний.

Каждое судебное установление имеет своего общего председателя, располагающего значительными правами и обязанностями по управлению им; он называется в окружном суде и мировом съезде председателем, в судебной палате – старшим председателем; Сенат общего председателя для всех департаментов не имеет: „единое лицо Императорского Величества председательствует в Сенате” (ст. 4 Учреждения Правительствующего сената); в случаях общих собраний нескольких Департаментов председательство принадлежит или особо назначенному для того первоприсутствующему, или старшему по чину из первоприсутствующих департаментских, налицо находящихся (ст. 54 Учреждения Правительствующего сената).

Председателем уездного съезда состоит уездный предводитель дворянства, а губернского присутствия – губернатор. Единоличные судьи соединяют в себе функции председателя и членов.

Кроме судейских функций по разрешению судебных дел вместе с членами председатель каждого суда имеет особые функции, а именно:

1) ему принадлежит ближайший надзор за скорым и правильным движением дел (ст. 251 УСУ).

На этом основании не коллегии, а единоличной власти председателя принадлежит распределение между членами занятий и порядок этих занятий, а также назначение уголовных дел к слушанию в пределах сроков, наказом установленных (общ. собр. 1880/23).

Председатель съезда имеет право назначить мировых судей для изложения решения и приговора съезда в окончательной форме;

2) в его руках сосредоточивается ближайший надзор за точным исполнением должностными лицами, при суде состоящими, своих обязанностей (ст. 251 УСУ).

Это предоставляет председателю обширную распорядительную власть по всему суду и даже дисциплинарную власть как над чинами канцелярии (за исключением канцелярии департаментов Сената, подчиняющейся обер-прокурорам), так и над прочими должностными лицами, при суде состоящими, каковы судебные приставы, рассыльные, кассиры и т. п.; но ему не подчинены чины прокуратуры и присяжные поверенные, а относительно лиц судейского звания его власть ограничивается коллегией;

3) ему принадлежит не предоставленное членам (общ. собр. 1880/23) право созвать общее собрание суда для разрешения всех вопросов, которые он признает важными (ст. 160 УСУ);

4) ему принадлежат право ревизии судебных приставов, разделяемое с членами суда лишь при постановлении о том общего собрания (общ. собр. 1881/60), и право увольнения в отпуск состоящих при суде чиновников, но не лиц судейского звания и прокурорского надзора (ст. 232 УСУ);

5) он председательствует в общих собраниях, имеет первое место в суде, может председательствовать в каждом отделении, заведует кассой и является представителем суда в сношениях с посторонними ведомствами;

6) на нем лежат некоторые судопроизводственные обязанности по уголовным делам, например назначение защитника (ст. 566 УУС), назначение времени и места заседания по каждому делу (ст. 586 УУС), отложение его (ст. 590 УУС), распоряжение о вызове к суду и т. д.

Председатели департаментов или отделений не имеют такой широкой распорядительной власти; они представляют департамент или отделение, но не весь суд (ст. 78, 112, 118 УСУ) и подчиняются распорядительной власти председателя суда.

Председателем заседания может быть или председатель суда[1] или департамента, или товарищ председателя, или же один из членов суда, но не в общих собраниях (ст. 113 и 119 УСУ).

Между членами суда право председательствования принадлежит старейшему из них по назначению на должность члена (общ. собр. 1881/15), однако допускается и председательствование младшего члена по взаимному соглашению коллегии (1871/1336).

Закон 1885 г. ограничил, однако, право членов окружных судов на председательствование в судебных заседаниях, постановив, что на председательствование в выездных заседаниях с участием присяжных имеют право только те члены, которые указаны старшим председателем судебной палаты, а в случае их болезни – избранные общим собранием окружного суда (ст.784 УСУ).

Во всяком случае председательствовать должен член данного суда, а не лицо, временно приглашаемое для пополнения состава присутствия; поэтому поручение председательствовать в заседании окружного суда приглашенному временно почетному мировому судье или судебному следователю было бы неправильным (ст. 16 Временных правил 15 марта 1866 г.).

Кроме права разрешения дела совместно с членами председателю заседания принадлежат не предоставленные членам права:

1) открывать и закрывать заседания и делать перерывы (ст. 144 УСУ);

2) управлять действиями присутствия, установленного для слушания и решения уголовных дел (ст. 149 УСУ, 611 УУС), т.е. следить за точным исполнением процессуальных действий в установленной законом постепенности, за ограждением прав сторон и интересов судебного разбирательства.

Совокупность функций этого рода в некоторых странах образует весьма широкую дискреционную власть председателя; у нас, как увидим, она значительно уже;

3) наблюдать за охранением благочиния в заседаниях судебных мест (ст. 149 УСУ). Это право принадлежит председателю относительно всех заседаний, но необходимость точного определения его встречается главным образом при производстве дела в заседаниях судебных.

Отправление правосудия должно быть беспрепятственным. Препятствуют отправлению правосудия прямое противодействие суду, неисполнение законных распоряжений суда и нарушение благочиния в судебных заседаниях.

Прямое противодействие, нарушающее свободу и безопасность суда, устраняется председателем единолично или при содействии полиции[2], а в крайних случаях и военной команды, которую ему предоставлено право требовать (ст. 159 УСУ); виновные привлекаются затем к ответственности в общем порядке уголовного судопроизводства.

Неисполнение законных распоряжений суда (каковы неявка по вызову, отказ от принесения присяги, отказ от дачи показания и т.п.) вызывает применение мер судебного понуждения, исходящих не от единоличной власти председателя, а от коллегии; таковы денежные взыскания, привод и т. п. Наконец, благочиние поддерживается и охраняется властью председателя. Нарушать его могут судьи, стороны или посторонние лица.

Случай нарушения благочиния судьями законом не предусматривается; если бы он встретился, за председателем нельзя не признать права принять своей властью меры против виновного судьи (ст. 154 УСУ) или присяжного заседателя (ст. 617, 676 УУС), доходящие до удаления его из заседания; но к этой крайней мере необходимо прибегать с большой осторожностью как в видах поддержания судебного достоинства, так и потому, что если за удалением виновного в коллегии останется недостаточное число членов, то заседание не может продолжаться и дело должно быть отложено.

Стороны во время судебного производства[3] обязаны соблюдать правила благопристойности, порядок и тишину, подчиняясь всем распоряжениям председателя по управлению ходом заседания; они должны воздерживаться от выражения одобрения или неодобрения сделанных показаний и объяснений, а также от оскорбительных выражений против своего противника и от оглашения позорящих его обстоятельств без нужды для дела.

Обязанность избегать оскорблений и опозорения в большей еще степени лежит на них по отношению к свидетелям и прочим посторонним лицам. Наконец, на сторонах лежит обязанность воздерживаться от суждений, противных религии, доброй нравственности и законам.

Все эти нарушения благочиния дают председателю суда право применения дисциплинарных мер, состоящих в предостережении, выговоре и даже удалении из заседания в случае рецидива (ст. 157 УСУ, 618 УУС); им при нарушениях меньшей важности должно предшествовать напоминание об обязанности подчиняться установленному порядку (1867/622; 1870/898, 1433; 1873/562).

Закон устанавливает такое право председателя по отношению ко всем участвующим в деле лицам и их поверенным без различия, не исключая даже лиц прокурорского надзора, так как меры, для обеспечения благочиния установленные, существенно отличаются от дисциплинарных взысканий, которым чины прокуратуры подлежат не иначе как по непосредственному усмотрению министра юстиции (ст.266 УСУ)[4].

Оно распространяется и на прочих должностных лиц, фигурирующих перед судом в качестве сторон[5].

При этом следует, однако, иметь в виду, что применение мер, власти председателя предоставленных, может иметь весьма существенное влияние на интересы сторон, и потому прибегать к ним, особенно к строжайшей из них – удалению из заседания, необходимо с полной осторожностью; важно иметь в виду и момент судебного разбора, на который выпала необходимость их применения: если прения закончились, удаление защитника не имеет существенного значения для подсудимого; если прения еще не начинались или продолжаются, то при необходимости удаления защитника подсудимому следует открыть возможность замены его другим (1873/562).

Наконец, относительно посторонних лиц эти процессуальные соображения не имеют места, потому и меры, власти председателя предоставленные, применяются к ним в наибольшем объеме.

Он может приказать нарушителю удалиться из зала заседания, велеть вывести неповинующегося или даже распорядиться о задержании его под стражей на время не свыше 24 часов (ст. 155 УСУ), а когда невозможно различить виновных в беспорядке, то при безуспешности сделанного им внушения председательствующий своей властью, без участия коллегии, может удалить из зала заседания всех посторонних (ст. 68, 156 УСУ).

Для предупреждения нарушения благочиния председательствующий принимает по своему почину все необходимые меры и может даже распорядиться о недозволении публике входа и выхода из зала заседания во время слушания дела (1874/188, Горячева).

Власть единоличных судей как относительно сторон, так и относительно публики уже власти председателя коллегии. Мировые судьи имеют лишь право при безуспешности напоминания подвергнуть виновного денежному взысканию от 25 к. до 3 р. и право удалить неповинующихся из присутствия (ст. 67 УСУ).

О правах судебных следователей в этом отношении закон молчит; но им предоставляется (ст. 264 УУС) право принимать собственной властью все меры, необходимые для производства следствия, т.е. и меры охранения благочиния в заседании.


[1] Безусловно требуется председательствование старшего председателя палаты в судебных заседаниях по делам о преступлениях против Управления.

[2] Право обращаться к содействию полиции и военных команд для охранения порядка практика не признает за мировыми судьями (общ. собр. 1880/61), что едва ли правильно.

[3] А не только во время доклада дела, как неудачно сказано в ст. 157 и 158 УСУ; ср. ст. 617 УУС.

[4] Наша судебная практика по этому вопросу придерживается иного мнения, давая лишь председателю право, закрыв заседание, о неблаговидных действиях лица прокурорского надзора довести до сведения его непосредственного начальства или министра юстиции (1886/18).

[5] Ограничения, делаемые практикой относительно должностных лиц, благочиние в судебных местах нарушающих, не основаны на законе. Меры, ст. 154-158 УСУ установленные, не имеют ничего общего с их ответственностью перед начальством по долгу службы и предназначены для иных целей.

Иван Фойницкий

Иван Яковлевич Фойницкий — известный российский учёный-юрист, криминолог, ординарный профессор, товарищ обер-прокурора Уголовного кассационного департамента Правительствующего сената. Тайный советник.

You May Also Like

More From Author