Коронная коллегия суда присяжных. Системы организации ее на Западе и у нас. Единоличный судья – председатель.

Суд присяжных состоит из двух коллегий – коронной и народной, действующих совместно. Остановимся прежде всего на коронной его коллегии.

Судебное место, при котором ныне почти исключительно[1] созываются присяжные со времени закона 7 июля 1889 г., есть окружной суд, т.е. суд первой степени в лестнице общих установлений.

Члены уголовных отделений его, компетентные к участию в судебных заседаниях вообще, тем самым признаются компетентными и к участию в заседаниях с присяжными; имея это общее право, законом им предоставляемое, они для присутствия в заседаниях с участием присяжных не нуждаются ни в каком особом поручении.

Закон 1885 г. установил, однако, что право председательствования имеют лишь те члены окружного суда, которые будут назначены старшим председателем судебной палаты и которых при невозможности председательствования общее собрание окружного суда заменяет другими членами, уведомляя старшего председателя (ст. 784 УСУ).

Заседания с участием присяжных открываются судом согласно расписаниям периодов заседаний, заблаговременно изготовленным и по предварительном обсуждении в общем собрании окружного суда утвержденным старшим председателем судебной палаты (ст. 784 УСУ, закон 20 мая 1885 г.). Съезд судей и присяжных одного и того же состава, единством служебного списка определяемого, называется сессией или ассизами.

До закона 1885 г. число сессий в каждом году зависело от усмотрения суда, на председателя которого возложено было лишь два раза в год представлять министру юстиции о постановлениях суда по этому предмету; ныне определение сессий, т.е. периодов заседаний одного и того же состава присяжных заседателей, поставлено под контроль старшего председателя палаты.

Уставы не означали продолжительности таких периодов[2], но закон 12 июня 1884 г., отменяя четвертные списки присяжных заседателей и ставя на место их периодические, понимает под периодом один месяц, что вместе с тем составляет крайний срок продолжительности сессии; однако в течение месяца может быть назначено судом несколько периодов заседаний или сессий, которые происходят параллельно, причем число лиц, вносимых в месячные списки присяжных, увеличивается соответственно предположенному числу периодов заседаний.

Месячный срок нужно считать крайним максимумом продолжительности сессии; обыкновенно они должны кончаться быстрее. Место сессии определяется судом и старшим председателем палаты, место разбора данного дела указывает председатель суда, сообразуясь с установленными судом периодами заседаний.

Таким местом может быть или место постоянного пребывания суда, или уездные города, в округ его входящие, или, наконец, место совершения преступления (ст. 138 УСУ).

Система действующего русского законодательства по вопросу о коронном элементе суда присяжных и о сессиях его имеет огромное достоинство простоты, которая на Западе была плодом долгой исторической работы и не везде еще достигнута.

В Англии присяжные приглашаются или к четвертным съездам мировых судей, или к периодически выезжающим в графства членам высшего суда и заменяющим их выездным судьям[3]. Четвертные съезды открываются четыре раза в году в точно определенные сроки.

Выездные судьи в прежнее время могли открывать ассизы не иначе как по особому каждый раз поручению короля; на практике установилось, что в каждое графство они должны были для этого приезжать четыре раза в году[4].

Ныне поручения на открытие ассизов выражены наперед в законе и высшему суду предоставлено право открывать ассизы в каждом графстве во всякое время, для чего командировать на места своих представителей. Таким образом, к порядку, начертанному уставами 20 ноября, Англия пришла только в 1873 г. с изданием акта об образовании высшего суда.

Остатком прежнего порядка открытия ассизов по особому каждый раз поручению представляется лишь постановление этого акта, которым за королевой сохранено право уполномочивать на открытие ассизов помимо действующих силой закона членов отделений Высокого суда – королевской скамьи, общегражданских дел и казначейства[5] также членов канцлерского отделения и апелляционного суда или любого королевского советника и вообще опытного ученого-юриста.

Коронный элемент представляется единоличным судьей, которому на время ассизов сообщаются права целой коллегии, считающей его своим членом. Но на ассизы[6] обыкновенно посылаются и другие опытные юристы или приглашаются в знак почтения самим судьей местные жители, занимавшиеся судебной практикой, к ним судья обращается за советом в затруднительных случаях.

Во Франции суд присяжных состоит при апелляционных трибуналах как учреждение, периодически созываемое; его заседания, или ассизы, происходят не менее четырех раз в году по расписаниям, утвержденным министром юстиции, и открываются в главном городе каждого департамента, если только общее собрание апелляционного суда по предложению прокуратуры не найдет нужным открыть их в другом месте; во всяком случае они назначаются при постоянных помещениях суда апелляционного или трибунала первой инстанции.

Коронный состав присяжного суда для каждого периода заседаний образуется по особым распоряжениям министра юстиции, первого председателя апелляционного суда или общего его собрания.

Естественным председателем ассизов по закону признается старший президент апелляционного суда, но так как он не всегда в силах выполнять эту функцию, то председатель ассизного суда для каждой сессии назначается министром юстиции, и только если он своевременно об этом не распорядился, в его права вступает первый президент апелляционного суда, но последний может председательствовать в ассизном суде, хотя бы министром юстиции был назначен особый председатель.

Председателем ассизного суда может быть назначен только член апелляционного трибунала. Кроме председателя должны быть назначены два советника.

Если ассизы происходят в том департаменте, где имеется апелляционный суд, то они назначаются из числа членов апелляционного трибунала старшим председателем его; для ассизов же, открываемых в других департаментах, советники назначаются или общим собранием апелляционного суда из числа его членов, если собрание признает это нужным, или старшим председателем апелляционного суда – из числа председателей и членов суда первой инстанции той местности, где ассизы происходят.

На случай законных причин неявки председатель ассизов принимает меры к замене неявляющегося другими судьями, имеющими на то право.

Прокурорские функции при ассизах, происходящих в департаменте, где пребывает апелляционный суд, исполняются генерал-прокурором или его товарищами и помощниками, а в прочих департаментах – прокуратурой суда первой инстанции.

Секретарские обязанности в первом случае лежат на секретаре апелляционного суда или на одном из его помощников, принесших служебную присягу, во втором же – на секретаре суда первой инстанции. Обо всех этих назначениях делаются публикации.

Кроме таких ординарных, или сессионных, ассизов по заранее составленным расписаниям могут быть открываемы ассизы вне сессий ввиду накопления дел; состав их образуется в том же порядке единоличных распоряжений министра юстиции и первого президента апелляционного суда.

Германское учреждение 1887 г. занимает середину между французской и русской системами. К русскому законодательству оно примыкает образованием суда присяжных[7] не при апелляционной, а при первой коллегиальной инстанции[8], соответствующей нашим окружным судам.

Но подобно французскому законодательству оно вручает власть назначения коронного состава не самой коллегии первой степени, а единоличным распоряжениям частью старшего президента высшего земельного суда, который из числа его членов (второе приближение к французской системе) назначает председателя ассизов, частью – президента земельного суда, назначающего из числа членов последнего заместителя председателя ассизов и двух членов ассизного суда.

Местным министерствам юстиции предоставлено право учреждать один ассизный суд на несколько округов земских судов, и в таком случае коронные члены его и заместитель председателя назначаются президентом того земельного суда, в округе которого открыт ассизный суд, из числа его же членов.

Ассизный суд учреждается на определенный период или сессию, измеряемую временем, потребным для рассмотрения переданных ему уголовных дел. На это время назначаются как коронные судьи, так и состав присяжных ассизного суда.

Он юридически существует с момента назначения председателя до окончания сессий; вне этих пределов внепроцессуальные по подлежащим ему делам распоряжения предоставлены уголовному отделению местного земельного суда.

Состоя при земельных судах, ассизные суды открываются в местах их постоянного пребывания, но уголовное отделение земельного суда вправе постановить об открытии их в другом месте в пределах округа, составив в таком случае особый список запасных заседателей.

Из изложенного видно, что русское законодательство от иностранных по рассматриваемому вопросу отличается:

1) отнесением суда присяжных не к высшей, а к первой судебной инстанции. Противоположное начало, умеренное в германском праве, во всей его резкости выступает в праве французском. При нем суд присяжных является не нормальным судом для разрешения уголовных дел, а судом исключительным, лишь для особо важных случаев установленным;

2) допущением в несравненно меньшем объеме единоличных распоряжений при образовании суда присяжных. Последовательно проводя мысли, положенные в основание созданной ими системы судебного управления, уставы 20 ноября вручают коллегии, а не единоличной власти председателя или министра юстиции и образование суда присяжных, хотя и под контролем старшего председателя палаты.

Потому-то такое образование совершается у нас гораздо спокойнее, в порядке обыкновенного делопроизводства, не требуя ни особой законодательной регламентации, ни чрезвычайного вмешательства посторонних властей в дела суда.

Потому же и период заседаний, или сессия, не имеет у нас того громкого смысла периода жизни присяжного суда, от высших органов управления зависящей, как за границей: коронное присутствие нашего суда присяжных существует непрерывно, силой твердого правила закона; периоды заседаний означают лишь сроки, на которые это и ранее существовавшее присутствие привлекает к совместной деятельности присяжных заседателей для рассмотрения накопившихся дел.

У нас нет надобности ни в торжественных публикациях об ассизах, как во Франции, ни во вмешательстве посторонних суду властей для расширения местного района ведомства ассизного суда, как в Германии;

3) предоставлением самому суду, при котором открываются заседания с участием присяжных, определять их место (ст. 138 УСУ, ст. 587 УУС). Благодаря этому выездные заседания, по уездам, получили у нас несравненно большее развитие, чем в западной части континента.

Комиссия 1894-1899 гг., сохраняя коллегиальность правительственного элемента для суда присяжных особого состава (ст. 24 проекта УСУ) и для тех случаев, когда окружной суд особым определением признает ее необходимой для суда присяжных общего состава (ст. 22, 23), для прочих случаев останавливается на начале единоличности коронного элемента; причем если заседание присяжных происходит в месте постоянного пребывания окружного суда, то председательствует единолично или председатель суда, или товарищ председателя, или член суда (ст. 22); если же суд присяжных заседает в уезде, вне места пребывания окружного суда, то председательствование принадлежит местному уездному члену, кроме случаев, когда его принимает на себя председатель или товарищ председателя суда или суд возлагает это на одного из членов его отделений (ст. 23).

Нововведение это в объяснительной записке комиссии[9] мотивируется, с одной стороны, тем, что по делам уголовным вопросы о виновности разрешаются присяжными заседателями, так что за исключением лишь сравнительно немногих более сложных дел труд коронного элемента невелик, а с другой – соображениями фискального свойства, именно возможностью путем такого „упрощения” суда достигнуть значительного уменьшения численности магистратуры.

Слабость этих доводов очевидна. Далеко не всегда можно наперед предвидеть, какие юридические вопросы – процессуальные или об ответственности уголовной и гражданской – возникнут по делу и насколько они будут сложны. Довод фискальный бледнеет перед интересами правосудия.

Между тем нарекания на суд присяжных раздаются у нас так часто, что сокращать гарантию коллегиальности коронного суда, которая ему принадлежит теперь, было бы с точки зрения судебной политики едва ли благоразумно.

Кроме того, хотя близость народного элемента к местному населению желательна, но совершенно иное нужно сказать относительно элемента коронного; в частности, уездный член, постоянно проживающий в уезде, стоящий среди мелочей и даже дрязг его будничной жизни, едва ли может с достаточным авторитетом и беспристрастием руководить единолично присяжными заседателями по делам своего уезда.

Пример Англии, где во главе суда присяжных стоит единоличный коронный судья-председатель, для нас не может иметь решающего значения,

во-первых, потому, что там этот порядок сложился исторически, имея за собой и традицию веков, и высокий авторитет, которым пользуются в общественном мнении коронные судьи, притом приезжающие издалека;

во-вторых, посылая единоличного судью-председателя, английское правительство заботится о том, чтобы подле него в заседании находились оставившие практику адвокаты и другие опытные в законах лица, к которым он мог бы в нужных случаях обратиться за советом и одно присутствие которых побуждает его быть внимательнее к ходу процесса и сдержаннее в обращении с другими;

в-третьих, независимо от того, английский судья имеет право каждый вопрос, по которому он встретит затруднение, перенести на совместное обсуждение и решение со своими товарищами по суду.


[1] Единственное исключение осталось для привлечения присяжных к участию в заседаниях судебных палат по делам о посягательствах против веры и совершенных путем печати.

[2] Почему на практике до закона 1884 г. замечалось здесь крайнее разнообразие.

[3] Кроме того, в Лондоне центральный уголовный суд имеет ежемесячные сессии.

[4] Встречались ходатайства графств, чтобы короли не посылали их чаще; это объяснялось обязанностью графства давать судье и его штату содержание во время его пребывания.

[5] С 1881 г. три названные отделения Высокого суда были объединены в одно отделение королевской скамьи, принявшей на себя их функции. Помимо отделения королевской скамьи (гражданская и уголовная юрисдикция) в составе Высокого суда продолжает действовать канцлерское отделение (гражданская юрисдикция) и отделение по семейным делам, которое, как с долей юмора замечают англичане, обладает юрисдикцией в отношении „завещаний, жен и остатков кораблекрушений”. Высокий суд вместе с апелляционным составляют Высший суд.

[6] С 1971 г. суды ассизов и четвертных сессий уступили место суду короны.

[7] С 1924 г. в результате так называемой реформы Эммингера (министр юстиции) суд присяжных в Германии фактически прекратил свое существование, будучи заменен судом, организованным по шеффенскому принципу – без деления на самостоятельные коллегии коронных судей и присяжных заседателей. Он функционирует в едином составе из трех судей и шести заседателей. Однако за этим судом сохраняется название суда присяжных.

[8] Имеются в виду земельные суды – второе звено судебной системы Германии. В настоящее время, однако, и низшие, т.е. участковые, суды также в ряде случаев действуют коллегиально в составе судьи и двух шеффенов.

[9] Объяснит. зап. к проекту новой редакции УСУ. T. I. Ч. 1. С.50 и сл.

Иван Фойницкий

Иван Яковлевич Фойницкий — известный российский учёный-юрист, криминолог, ординарный профессор, товарищ обер-прокурора Уголовного кассационного департамента Правительствующего сената. Тайный советник.

You May Also Like

More From Author